История группы

Краткая история Porcupine Tree (Поркупайн Три)

Группа Porcupine Tree появилась в 1987 году как некая психоделическая, экспериментальная, прогрессивно-музыкальная отдушина для домашних студийных поисков Стивена Уилсона. Вообще-то, Уилсон уже несколько лет занимался тем, что писал и играл музыку — не по годам развитый тинейджер, сам выучившийся играть на гитаре и клавишных, уже появлялся на кассетах таких групп, как Altamont и Karma и уже был весьма известен на лондонской музыкальной андерграундной сцене (те кассеты включали в себя ранние версии таких будущих композиций Porcupine Tree, как Nine Cats, Small Fish и The Long Silence).


  1. 1987-1990: Выдуманные истории
  2. 1990-1993: Первые релизы
  3. 1993-1997: Новые участники и концерты
  4. 1997-2002: Мировая известность
    1. 1998: Stupid Dream
    2. 2000: Lightbulb Sun
  5. 2002-2008: Золотые годы
    1. 2002: In Absentia
    2. 2005: Deadwing
    3. 2007: Fear of a Blank Planet
  6. 2008-2012: Успешный успех
    1. 2009: The Incident
    2. 2012: Octane Twisted
  7. 2012-2021: Сольное творчество Уилсона
  8. 2021-2023: Поркупайн Трио

Выдуманные истории

1987-1990

В 1987 году Уилсон начал два проекта, которые и привели его в мир профессиональной музыки. Первый из них — это арт-роковое трио No-Man, основанное певцом Тимом Боунессом и скрипачом Беном Коулменом [Ben Coleman] (No-Man существуют до сих пор с целым рядом альбомов в своей дискографии). Второй же начался фактически с шутки между двумя друзьями — Стивен и его друг Малкольм Стокс [Malcolm Stocks] придумали целую историю одной фиктивной «легендарной группы 70-х», сочинив при этом абсурдную дискографию и членов этого несуществующего коллектива — так появились Porcupine Tree. Для поддержание своей истории, Стивен записал несколько часов музыки, которую, якобы, играла эта выдуманная группа. Все это было всего лишь развлечением и ни чем другим более до того момента, пока однажды Стивен не составил кассету из этого материала, не назвал ее Tarquin's Seaweed Farm и не отправил людям, которые, как он считал, должны бы заинтересоваться в подобного сорта музыке. Одна из копий этой кассеты попала в руки издателей британского журнала Freakbeat Ричарду Аллену [Richard Allen] и Айвору Трумену [Ivor Trueman].


Первые релизы

1990-1993

Стивен не знал тогда еще, что они задумали поднять собственную звукозаписывающую компанию. Так что, вопреки тому, что они дали весьма вялую рецензию в своем журнале на эту кассету, они пригласили Porcupine Tree записать трек для первого релиза студии — компиляции лучших, на их взгляд, подпольных британских психоделических групп. Это заняло еще где-то полтора года или около того, тем временем Стивен начал потихоньку продавать музыку Porcupine Тree, которая разрослась уже до двух кассет — он записал к тому времени еще один альбом The Nostalgia Factory, оба альбома содержали красочный буклет с историей группы и прочей придуманной информацией. Оба альбома вызвали определенный интерес на андерграундной сцене Британии и вскоре новый лейбл Delerium, создавая собственный альбом-компиляцию A Psychedelic Psauna, поместил на него композицию Porcupine Tree Linton Samuel Dawson. Потом Delerium переиздали два первых альбома Porcupine Tree, а Стивен Уилсон стал первым музыкантом, который подписал контракт с этим лейблом. Первоначальный план лейбла подразумевал выпуск обоих кассет в виде двойных дисков, но Стивен настоял на том, чтобы собрать из них один двойной альбом On the Sunday of Life..., который стал третьим релизом на Delerium (остальной материал был выпущен позже расширенным синглом Yellow Hedgerow Dreamscape). On the Sunday of Life... появился в начале 1992 года небольшим тиражом в всего в тысячу копий, но зато отличался пышным оформлением. Альбом вызвал определенный резонанс в прессе и среди общественности, поэтому было решено переиздать альбом дополнительным тиражом. Среди прочих композиций, на альбоме можно услышать классическую для Porcupine Tree композицию, часто исполняемую позже на концертах — Radioactive Toy. К 2000 году альбом On the Sunday of Life... насчитывал более 20,000 проданных экземпляров.

Пока все это происходило, Стивен Уилсон в составе трио No-Man подписал контракт с лейблом One Little Indian и начал выпускать один за другим бурно приветствуемые критиками альбомы. Благодаря успеху No-Man, Стивен стал полностью профессиональным музыкантом, что позволило ему уделять больше времени своему сайд-проекту. Первый альбом Porcupine Tree был по большому счету, данью памяти любимой музыки 60-х и 70-х, но Уилсон понимал, что для настоящего успеха нужно двигаться дальше, исследовать новые современные музыкальные пространства. Первыми плодами этих исследований стал 30-минутный амбиентно-трансовый трек в духе The Orb и Future Sound of London с болтовней, пропагандирующей LSD в духе 60-х. Композиция стала андерграундным хитом, достигнув независимой Top-20, к тому же она прекрасно иллюстрировала как распад стилистических границ сформировал лучшую музыку 90-х. Трек Voyage 34 был записан с перспективой для будущего двойного альбома Porcupine Tree Up the Downstair. Но получилось так, что когда в середине 1993-го пришло время для выпуска альбома, сингл решили на него не включать, что значительно облегчило пластинку и она появилась в виде одиночного диска. Вообще, Up the Downstairs был принят с восхищением. Журнал Melody Maker назвал его "психоделический шедевр: один из альбомов года". Альбом продолжил идею слияния танцевальной и рок музыки, на нем впервые появились два будущих члена группы Porcupine Tree — Ричард Барбиери (ex-Japan) и Колин Эдвин [Colin Edwin].

В ноябре 1993 года Voyage 34 был переиздан в качестве сингла с бонусом в виде ремикса Astralasia. Ни разу не попав в радио-эфир, композиция на 6 недель заняла свое место в инди-чартах и стала классической темой в жанре чилл-аут (chill-out).


Новые участники и концерты

1993-1997

Популярность Porcupine Tree росла и уже нельзя было игнорировать проведение концертов, но для этого нужна была постоянная группа. Таким образом, в декабре 1993 года группа Porcupine Tree стала концертной группой, в которую вошли Стивен, Колин Эдвин (бас), Крис Мейтланд (барабаны) и Ричард Барбиери (клавишные). Все три новых члена группы уже работали раньше со Стивеном в прежних проектах и все три музыканты были прекрасными музыкантами, идеально подходящими под звук и направление Porcupine Tree. Новый состав моментально нашел взаимопонимание, что замечательно проиллюстрировано на концертном альбоме Spiral Circus (который выйдет на виниле в 1996 году). На альбом музыканты поместили записи, сделанные во время трех первых своих выступлений, включая сессии для BBC Radio One Марка Рэдклифа — первого поборника группы.

The Sky Moves Sideways

Новая музыка всегда меняется. Следующий альбом должен был выйти не раньше 1995, а ему уже предшествовал классический сингл Stars Die / Moonloop, эти две композиции, записанные во время работы над альбомом, стали первой иллюстрацией новых характерных особенностей группы. Последующий альбом The Sky Moves Sideways оказался обширным звуковым ландшафтом мелодических и амбиентных рок-экспериментов, но представлял собой некий перевалочный пункт между тем, что группа делала до этого и тем, что стала делать после. Большую часть пластинки занимает 35-минутный титульный трек, который Стивен изначально вообще собирался сделать длинной в весь альбом (альтернативная, расширенная версия этой вещи была помещена в ремастеринге этого альбома 2004 года). Альбом вновь попал в чарты NME, Melody Maker и Music Week. Вместе с расширенным синглом Moonloop, альбом оказался первым изданием Porcupine Tree в США (осенью 1995 года) и пользовался успехом по обе части Атлантики. Группа даже устроила турне в поддержку пластинки и, кроме Британии, выступила в Нидерландах, Италии и Греции. Частично из-за того, что, по большому счету, The Sky Moves Sideways был наполовину сольным альбомом Стивена Уилсона, группа вскоре отправилась в студию, записывать свой первый по-настоящему "групповой" альбом и работала над ним практически весь следующий год, создавая более претенциозный и плотный звук.

Signify

В мае 1996 года появились первые отголоски этой работы — сингл Waiting, который попал не только в независимые рейтинги, но и в национальный Британский Хит-Парад и крутился по радио всей Европы. За ним последовал первый альбом, отражающий весь концертный потенциал коллектива — Signify. На этом альбоме группа совместила самые разнообразные стили от рока до авангарда, но не примкнув ни к одному из них. После выхода пластинки, на группу обратили внимания самые разнообразные, в том числе и крупные средства массовой информации, тем самым сделав группу значимым явлением для музыкального андерграунда. Да и сами музыканты, равно как и их фанаты, соглашаются с тем, что Signify — лучший альбом группы. После него Porcupine Tree отправились в успешный европейский гастрольный тур. Кстати, импровизации, записанные в процессе создания Signify через пару лет были выпущены отдельным альбомом — Metanoia.


Мировая известность

1997-2002

Популярность группы за границей в 1997 году росла и росла, так, в марте, они отыграли три концерта перед тремя тысячами зрителей в Риме. По мотивам этих выступлений вышел концертный альбом Coma Divine. Этот релиз стал, своего рода, прощанием с лейблом Delerium Records, которые уже не могли удовлетворять растущим потребностям группы, выходившей на мировой уровень. В конце 1997 года все три первых альбома Porcupine Tree были переизданы, а чуть позже дошла и очередь до Signify, над этим поработала американская контора Майлза Коупленда ARK 21.

Stupid Dream

Стивен, Ричард, Колин и Крис провели весь 1998 год в записи пятого студийного альбома коллектива, выход которого показал, что группа двинулась в направлении более песенно-ориентированного материала. Во время записи музыки для новой пластинки, у Porcupine Tree не было никакого контракта на его выпуск, но в уже в конце года им сделали заманчивое предложение, от которого они не смогли отказаться люди из компании Snapper Music и в марте 1999 года в свет появилась новая пластинка Stupid Dream, после которой последовал продолжительный тур по Британии, Италии, Греции, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Германии, Франции, Польше и США. Три композиции с этого альбома — Piano Lessons, Stranger By the Minute и Pure Narcotic получили большое признание на мейнстримовых радиостанциях США и Британии, а также некоторое время бороздили как независимые, так и мажорные таблоиды. Хотя новая пластинка и отпугнула своей «попсовостью» многих старых поклонников группы, новый облик коллектива привлек новых почитателей, а уровень продаж значительно повысился.

Lightbulb Sun

Время, пока группа искала новый контракт, даром не пропало, и, несколько месяцев спустя, группа уже была готова записать новый альбом. Концепция была посвящена смене тысячелетия, так релиз был готов к февралю 2000 года. Сделав при помощи Дэйва Грегори из XTC струнные аранжировки, Porcupine Tree на новой пластинке под названием Lightbulb Sun показала всем смесь саундскейпов, песен и роковой энергетики альбома Stupid Dream, но в более органичной и мощной форме с еще более уверенным звуком. Альбом был выпушен в мае 2000 года, его выходу предшествовал сингл Four Chords That Made a Million, а аншлаговым концертом в лондонском Scala начался небольшой концертный тур по Британии, продолженный на следующий год выступлением на нескольких европейских фестивалях и большим совместным туром с Dream Theater, у которых они выступали на разогреве. Группа продолжала гастролировать вплоть до начала 2001 года, впервые посетив с крупным турне Германию. Там же, а также в Израиле вышло специальное двух-дисковое издание альбома Lightbulb Sun, а в мае того же года появился диск Recordings — компиляция, в которую вошли синглы и избранные вещи с двух предыдущих альбомов. Эта компиляция стала последним диском на лейбле Snapper Music по контракту. После того, как Porcupine Tree в июне 2001 года отыграли несколько концертов в США, они объявили, что впредь будут работать с гигантским международным лейблом Lava Records.


Золотые годы

2002-2004

В феврале 2002 года произошла первая смена состава — после 8-ми лет сотрудничества группу покинул барабанщик Крис Мейтленд. На замену пригласили барабанщика Гейвина Харрисона. В марте появился большой ретроспективный бокс-сет, содержащий ранние работы группы Stars Die — the Delerium Years 1991-97, тем самым положив окончательно конец всем сотрудничество с предыдущими лейблами. Тем временем начались сессии для нового альбома, в течение которых было записано примерно 30 новых песен. Сессии проходили в Лондоне и Нью-Йорке совместно с ветераном звукового инжиниринга Полом Нортфилдом (который поработал в свое время с такими модными и коллективами как Rush, Hole и сольным проектом Оззи Осборна), а также с аранжировщиком Дэйвом Грегори. Свести материал в Лос-Анджелесе помог Тим Палмер.

In Absentia

Долгожданный альбом In Absentia был выпущен на Lava Records в сентябре 2002 года (в Европе — в январе следующего года). Это была наиболее завершенная и законченная работа в дискографии Porcupine Tree, и, хотя некоторые композиции звучали тяжелее и жестче чем обычно, в общих чертах музыка стала утонченнее и красивей. Альбом стал бестселлером, попал в чарты многих европейских стран, а уровень продаж скоро перекрыл 100 тысяч копий. Группа вдогонку также выпустила версию звука 5.1 этого альбома, которую свел легендарный немецкий продюсер, обладатель Грэмми Эллиот Шайнер. В поддержку альбома группа устроила гастроли по Европе и Северной Америке, одну из частей тура музыканты провели совместно со шведскими металлистами Opeth. Во время турне состав группы был расширен за счет появления в нем вокалиста/гитариста Джона Уэсли. Во время этих гастролей, в помощь группе был также выписан режиссер и оператор Лассе Хойл, который обеспечивал мрачную и сюрреалистическую визуальную составляющую на живых выступлениях. Продолжительная кампания по продвижению альбома закончилась концертом 30-го ноября в лондонской Астории.

В 2003 году организовали свой небольшой лейбл Тransmission и онлайн магазин, первыми пунктами каталога стали концертные записи для радио XM в Вашингтоне и на польском радио, да и вообще, главной целью этого лейбла стал выпуск хорошо оформленных, качественных концертных выступлений и эксклюзивных студийных записей. В 2003 году также тачалась длительная кампания по перевыпуску на двойных CD ранних альбомов группы.


2004-2006
Deadwing

В начале 2004 года Porcupine Tree отправились записывать новую пластинку Deadwing, вторую на Lava Records. Альбом навеян сценарием к будущему фильму, который Стивен написал совместно со своим другом — режиссером Майком Бенньоном. Сессии для альбома закончились в ноябре 2004 года, а общее число продаж дисков группы к тому времени превысило пол-миллиона экземпляров. По всему миру фан-клубы группы росли, а ряды поклонников коллектива увеличивались не по дням, а по часам. Новый альбом Deadwing был запланирован к выходу весной 2005 года как в Европе, так и в США, одновременно с версией 5.1 и синглами Shallow и Lazarus в Европе. За выходом альбома последовал мировой тур, два концерта которого, прошедшие 11 и 12 октября 2005 года в Чикаго, стали основой для первого официального концертного DVD группы Arriving Somewhere..., релиз которого состоялся в 2006 году.


2006-2008

Fear of a Blank Planet

Многие его обвиняют в простоте лирики и ухода от привычных тем. Другие же отмечают многоплановость композиций, сильную музыкальную составляющую альбома, на котором присутствуют и простая попсовая песня Fear of a Blank Planet, и комплексная и монументальная Anesthetize, которую многие слушатели считают лучшей на альбоме, а также лирические и сентиментальные, как Sentimental и My Ashes. Тематика альбома затрагивает проблемы современной молодёжи, их увлечения, страхи, надежды.

Tour of a Blank Planet, как окрестили его менеджеры группы, стал еще более продолжительным, во время этих продолжительных гастролей группа успела дважды обогнуть земной шар, а также посетить страны, в которых Porcupine Tree еще никогда не выступали. Этими странами стали Австралия, где группа дала серию концертов в конце апреля 2008 года, а также Россия! Первое выступление в нашей стране состоялось 6 июля 2008 года в Москве.


Успешный успех

2008-2012

В октябре 2008 года группа отыграла небольшой европейский тур, во время которого был снят второй концертный фильм Anesthetize. Съемки проходили 15 и 16 октября в Нидерландах в городе Тильбург в концертном зале 013. Во время одного из этих выступлений Уилсон упомянул, что Porcupine Tree начали работать над материалом для нового альбома и планируют выпустить его в 2009 году. Anesthetize выпущен 20 моя 2010 года на DVD и Blu-Ray.

The Incident

Группа начала записывать свой десятый студийный альбом в феврале 2009 года: «Сочинение материала для нового альбома идет полным ходом, последние 2 недели мы провели в Английской провинции, работая над новыми песнями. Запись этих песен и 35-минутного песенного цикла началась в феврале…». Месяцы спустя, Уилсон прокомментировал, что 35-минутный «трек» преобразился, и теперь это 55-минутная песня, которая поместится на диске.

12 июня 2009 года стало известно, что альбом будет выпущен на новом лейбле Roadrunner Records 21 сентября на 2CD. Центральной композицией альбома является титульный трек, расположенный на первом диске. 55-минутная работа описана как немного сюрреалистичный песенный цикл о начале и конце, и еще о том, что «после всего произошедшего, мир никогда не будет прежним». Спродюсированный самой группой, альбом был дополнен четырьмя бонус-треками, записанными группой в декабре (2008 года) – Flicker, Bonnie The Cat, Black Dahlia и Remember Me Lover, которые войдут во второй диск альбома, чтобы отделить их от основного «трека»».

Альбом стал самым успешным в карьере группы, поднявшись на 23 строчку альбомного чарта Великобритании, а также оказавшись в Тор-25 американского альбомного чарта Billboard. В июне 2010 года группа выпустила еще один концертный альбом Atlanta. Альбом был записан во время тура в поддержку диска Fear of a Blank Planet в Театре Roxy, в Атланте (США) 29 октября 2007 года. Альбом был издан только в цифровом формате, а все вырученные средства с него направлялись в фонд борьбы с раком в связи с болезнью Мика Карна.
Время с октября 2009 года по октябрь 2010 года группа провела в мировом концертном туре, грандиозным финалом которого стало первое в истории Porcupine Tree выступление в Британском «Королевском Альберт Холле» 14 октября 2010 года. Этот концерт стал последним концертом Porcupine Tree, после которого группа ушла в творческий отпуск.

Octane Twisted

После завершения тура по альбому The Incident в 2010 году, Стивен Уилсон усердно трудился над записью своего сольного альбома Grace for Drowning и третьего альбома Blackfield Welcome to my DNA. Тем не менее в ноябре 2012 года лейбл kscope выпустил концертный альбом под названием Octane Twisted. В него вошло исполнение альбома The Incident, записанное на концерте 2010 года в Театре Riviera в Чикаго (США), а также фрагменты выступления в Альберт Холле.

Изначально группа так и хотела – начать работу над новым материалом в 2012, но Уилсон же загадочно отвечал «что работа начнется в начале 2012», а Гэвин Харрисон предположил, что они начнут работу в 2012 и выпустят музыку в 2013. Однако, планы поменялись (как это обычно бывает) и Стивен Уилсон заявил что он продолжит работать над сольной карьерой.


Сольное творчество Уилсона

2012-2021

В 2013 г. Стивен Уилсон выпустил свой третий сольный альбом The Raven That Refused to Sing (And Other Stories) и гастролировал в его поддержку, очевидно бешеный успех сольной карьеры вынудил его записывать ещё один, четвертый по счету, альбом в течении 2014 года — Hand. Cannot. Erase., который был выпущен в 2015 году, тем самым отодвигая гипотетическую работу с Porcupine Tree хотя бы до 2016 года. В марте 2015 года Стивен Уилсон прокомментировал: «если Porcupine Tree соберутся вновь — и, кстати, я никогда не исключал эту возможность — это будет сайд-проект. В голове каждого должно быть ясно, что сейчас мой основной музыкальный путь — это моя сольная работа.»

В 2016 году взгляды Стивена Уилсона на возможное воссоединение были противоречивыми. В интервью Prog Magazine он заявил, что есть «сильная вероятность» воссоединения Porcupine Tree для записи нового студийного альбома в неопределенное время в будущем. Однако, в ответ на вопрос в августе 2016 года о гипотетическом выступлении Porcupine Tree, он уже заявил: «вы будете ждать это очень долго, эта группа больше не существует». В августе 2017 года Стивен Уилсон пояснил: «Это не совпадение, что с тех пор, как мой сольный проект взлетел, другие сотрудничества отошли на задний план. У Porcupine Tree не было записей с 2009 года, а у No-Man — с 2008 года. Теперь я меньше чувствую потребность быть творчески вовлеченным во что-либо, кроме моей сольной работы. Моя сольная работа удовлетворяет музыкальные потребности, которые у меня есть сейчас.»

В одном из интервью 2018 года Стивен Уилсон на вопрос о вероятности дальнейшей судьбы Porcupine Tree ответил: «Честно говоря, я бы сказал ноль, потому что я просто не такой человек. Я не иду назад. Мне не интересно возвращаться; я хочу двигаться вперед, я хочу делать разные вещи, я хочу работать с разными людьми, я хочу изучать разные виды музыки. Это казалось бы мне ужасно ретроградным шагом. Я горжусь своим каталогом; он там, он существует, но он как бы закрыт, он завершен.» Эти заявления вызвали напряжение между ним и Ричардом Барбиери, который ждал возвращения Стивена Уилсона в Porcupine Tree. Однако в феврале 2021 года Стивен Уилсон предположил, что воссоединение все еще возможно когда-нибудь, когда это меньше всего ожидаешь.


Поркупайн Трио

2021-...

Closure / Continuation

27 октября 2021 года Уилсон и Харрисон опубликовали на своих страницах в социальных сетях тизер-видео и изображение "P/T C/C". Через четыре дня группа объявила о своем одиннадцатом альбоме Closure/Continuation, который был выпущен в июне 2022 года на Music For Nations, а также о своем первом сингле за более чем 12 лет — Harridan (только цифровой релиз). Группа превратилась в трио: Стивен Уилсон, Гэвин Харрисон и Ричард Барбиери. На гастрольных выступленях выступают ещё два музыканта: гитарист Рэнди Макстайн и бас-гитарист Нейт Наварро.

По словам Уилсона альбом записывали тайно в течение 11 лет, а отсутствие Эдвина он объяснил тем, что они потеряли контакт, когда проект ушел на паузу, и стилистическими различиями, хотя Барбиери настаивал: «Я не хочу, чтобы это как-то негативно сказалось на Колине или подразумевало, что это как-то его вина».