Стивен Уилсон о концерте в Москве

Стивен Уилсон ответил на вопросы Кирилла Шамсутдинова.

Ждете ли вы чего-то особенного от московского концерта?

В Москве у меня живет пара знакомых, которые рассказали, что музыка Porcupine Tree пользуется здесь большой популярностью. Это будет настоящее шоу, какие мы редко устраиваем, так что Москве повезло. У нас большая программа с видеоинсталляциями, несколько грузовиков с техникой ну и, конечно, наш последний альбом.

Вам не нравится определение прогрессив-рок, которое традиционно дают музыке Porcupine Tree. Как бы вы сами охарактеризовали ваш стиль?

Классифицировать и лепить ярлыки — удел журналистов. Я вот сомневаюсь, что Radiohead или Flaming Lips задумываются о том, как называется их музыка, хотя и их относят к категории прогрессив-рокеров. Да и как тут можно определить стиль, когда музыкант в XXI веке вовсю использует наработки других стилей, от построка до дет-метала. Так что считайте, что наш стиль — это Porcupine Tree-рок.

Вы постоянно экспериментируете с музыкой, и в Porcupine Tree, и в других проектах. Не слишком ли велика нагрузка?

Быть музыкантом — большое удовольствие и, я бы сказал, привилегия. Нам, слава богу, не нужно каждый день ходить на работу, завязав галстук. Поэтому, коль скоро фантазии и вдохновения у меня хватает, то я просто не имею морального права не сочинять музыку 24 часа в сутки, вне зависимости от формы и содержания. Если честно, я не понимаю, почему другие музыканты так не поступают.

Сейчас музыка снова становится политизированной. Выражаете ли вы в песнях свою гражданскую позицию?

Нет. Музыкант — не проповедник, во всяком случае, не должен быть им. То, чем занимаются Боно и Брюс Спрингстин для меня неприемлемо. Зачем навязывать людям свое мнение по поводу того, за кого им следует голосовать? Музыка должна быть только зеркалом, в котором отражается мир.

Если бы Myspace существовал 20 лет назад, какой была бы ваша музыка?

Ох, интернет — это вещь, которая изменила музиндустрию, вопрос в том, к лучшему или к худшему. Конечно, грех жаловаться, мы обязаны своей популярностью именно интернету — по радио нас не крутят, по телевизору не показывают. С другой стороны, интернет приучает к халяве, люди не хотят платить музыкантам за их работу — а это нечестно. Но хуже всего — MP3-формат. Вместо того чтобы спокойно послушать дома хорошо сведенную пластинку или компакт-диск в красочном конверте, люди ходят со своими iPods, слушая музыкальный эрзац. Уже выросло целое поколение, не державшее в руках винила, и это ужасно — слух у этих людей испорчен цифрой навсегда.

Прогрессив-рок и психоделика всегда ассоциировались с ЛСД. Вы свое сознание расширяете?

Нет, мне своей фантазии вполне хватает, так что чужой пользоваться нет необходимости. Самые странные и удивительные музыканты прошлого века — Штокхаузен и Фрэнк Заппа — никогда не употребляли ничего противозаконного. Так что если хотите увидеть что-то необычное и интересное, ложитесь спать и смотрите сны.

Вы постоянно выступаете на сцене босым, почему?

Да я как-то с детства привык ходить босым, а обувь надевал, только когда становилось совсем холодно. Я чувствую себя свободнее, когда на мои пальцы ног не давят ботинки. А что еще нужно для хорошей музыки, кроме чувства свободы?