Итак, сегодня все подписавшиеся получили первую новостную рассылку от Стивена Уилсона, и стоит отметить, что она весьма интересна и информативна. В первом выпуске опубликованы, в частности, истории создания песен для нового EP 4½, выход которого намечен на 22 января будущего года. Наиболее интересные фрагменты интервью Уилсона о первых трех треках мини-альбома привожу ниже.
My Book of Regrets
Частично песня была написана в конце 2013 года для альбома Hand. Cannot. Erase., завершена эта почти десятиминутная песня была в июне, когда группа находилась в туре по США, и к тому моменту было отыграно уже очень много концертов этого тура. Песня начинается с прерывисто звучащего гитарного рифа и куплета о сменяющих друг друга пейзажах в окнах лондонского такси, предстающих перед глазами едущей в нём женщины. Припев ошеломляет. У него динамичный ритм, неожиданная последовательность вокальных нот, и затем внезапно все обрывается, оставляя только повторяющееся эхо. Что-нибудь еще? Во время длинной инструментальной секции каждый участник группы получает возможность исполнить соло или отбивку перед соло следующего участника. В финале песни группа в унисон исполняет прерывающийся риф, имитирующий удары дефибриллятора.
Ты помнишь, почему исключил эту песню из будущего альбома, а не доработал ее, чтобы включить в Hand. Cannot. Erase.?
Альбом и так уже был достаточно продолжительный по времени звучания. Я сомневался, потому что верил, что его хронометраж должен составлять пятьдесят минут и не более. Но на самом деле я не практикую то, что проповедую. Иногда книга, фильм или альбом длинны настолько, насколько им нужно. В этом смысле Hand.Cannot.Erase. растянулся до шестидесяти пяти минут. My Book of Regrets в этом плане не подходила. <…> К тому же она еще была не закончена.
Важный момент с My Book of Regrets такой же, как и с новой версией Don’t Hate Me, они обе являются гибридами концертных выступлений и студийных записей. Такую же параллель можно провести и с новой версией Lazarus из компиляции Transience. Расскажи об этом новом для тебя способе конструирования треков.
Было здорово, поскольку за последние годы технологии шагнули далеко вперед, и теперь и ты, и я, можем записывать каждое концертное выступление в широком разрешении, делать мультитрековую запись. Если честно, песни были собраны за микшерным пультом. Очень экономичный процесс записи. Как ты знаешь, мне нравится обкатывать новый материал вживую, перед тем как записывать его в студии. И гораздо лучше иметь под рукой готовые двадцать вариантов новой песни в мультитреке, чем загонять всю группу в студию. Позже я перезаписал и доработал вокал, плюс наложил еще несколько партий гитары. Но когда вы услышите Ника на басу, Крейга на ударных, и Дэйва, и Адама, все их партии взяты с концертных выступлений. Меня осенило, что это потрясающий способ создавать песни. Думаю, я продолжу в том же духе.
Если слушать внимательно, то можно услышать голоса зрителей во время быстрой инструментальной секции в My Book of Regrets, они добавлены для усиления напряжения.
Мы делали da-da-da-da, а зрители кричали Yeah! Хотя я постирал шум зрительской толпы, вы все еще можете их услышать.
Year of the Plague
Мрачный инструментал был написан и записан во время работы над The Raven that Refused to Sing. Он ощущается, будто подслушиваешь очень личный, неразборчивый разговор между скрипкой и акустической гитарой. По мере развития сюжета композиции кажется, будто раненая скрипка черпает силы и исцеляется от тепла гитары.
Year of the Plague великолепно подходит в качестве перехода от My Book of Regrets.
Это один из моих любимейших треков вообще! Когда я написал его во время работы над Raven, то подумал: Нужно оставить эту вещь для саундтрека. Когда-нибудь, раньше или позже, кто-нибудь должен будет пригласить меня поработать над музыкой к фильму! Я наивно надеялся, что скоро это случится. К сожалению, прошло три года и меня до сих пор никто никуда не позвал. Поэтому я подумал: Хрен с ним. Включу этот трек сюда.
Что интересно в этой композиции, если не брать в расчет рояль Адама Хоьцмана, она звучит так, будто ты записал целый оркестр, но затем порезал его звучание.
Да, это так. Особенно сэмпл скрипки, это ключевой инструмент в Year of the Plague. Этот красивый сэмпл можно найти в струнной библиотеке студии EastWest. Очень вдохновляет, когда ощущаешь звук на кончиках своих пальцев. Вообще-то я не большой поклонник использования сэмплов. Если бы этот трек значился в финальном трек-листе для Raven, вероятно, я бы переделал его, пригласив для записи подходящего скрипача. Но этому треку уже три года и, в конце концов, я подумал: Он и так звучит потрясающе.
Happiness III
Третий вариант этой песни был написан в 2003 году. После наложения боксирующего бита Марко Миннеманна Happiness III приобрела драматический окрас и напряженный ритм в своей средней части. Элегантное гитарное соло Уилсона можно сравнить с расправленными крыльями на ветру. Когда Happiness III записывалась во время работы над Hand.Cannot.Erase., то из-за своего хитового припева получила шутливое название Поп Пирог.
Этот трек был написан до выхода альбома Porcupine Tree Deadwing. Какая судьба у Happiness III и сейчас?
Она была написана для воображаемого фильма Deadwing. Мне пришла в голову идея написать сценарий для фильма, мы с моим другом Майком Беннионом написали его, и я стал сочинять музыку для этого возможного фильма, который, я думал, мог бы быть снят. Этот трек не предназначался для Porcupine Tree. Он предназначался для фильма. Я написал Arriving Somewhere but Not Here, Lazarus, Happiness и инструментальный трек Collecting Space, который был издан в качестве бонуса на специальном издании альбома Insurgentes. Я написал и еще несколько музыкальных фрагментов, таких как Deadwing Theme, он, например, вышел в качестве бонуса на документальном DVD Insurgentes. Я написал всего шесть или семь музыкальных фрагментов в то время. Это последний из тех треков.
Причина, почему он не был издан до настоящего момента в том, что он казался мне слишком попсовым. Всегда, когда я пишу что-то простое, попсовое, я отношусь к написанному почти недоверчиво! Я действительно могу написать песню, чтобы она была простенькой и при этом хорошей? Потребовалось двенадцать лет, чтобы у меня появилась уверенность в том, что Знаешь, а это хорошая песня и я должен выпустить её. Мы записали её для Hand.Cannot.Erase., но даже тогда я посчитал ее неподходящей для альбома. Но я прикинул, что если не включу её в этот альбом, то не включу её ни в один последующий. У неё отличный припев.
Эта песня демонстрирует одну деталь, заключающуюся в том, что, по сути, я пишу одну и ту же песню на протяжении двадцати лет! Хотя она была записана для фильма Deadwing, она отлично вписалась в материал Hand.Cannot.Erase., у нее те же флюиды, что и у Don’t Hate Me. Забавно, как песни столь прекрасно во всём переплетены.
Стивен Уилсон рекомендует Nils Frahm
Помимо этого, в рассылке открылась новая рубрика Стивен Уилсон рекомендует, в которой музыкант представляет новое, знакомое не многим имя, чьей музыкой он сам проникся и увлекся недавно. Первый такой музыкант — это Нильс Фрам.
Это молодой германский пианист (рожденный в 1982 году), входящий в новую волну музыкантов, соединяющих в своем творчестве нео-классику, импровизацию, эмбиент, и электронику. В первую очередь он пианист, но также использует синтезаторы и различные примочки на своих альбомах. Он подписан на британском лэйбле Erased Tapes.
Есть несколько великолепных имен, которые я открыл для себя в последние годы. Думаю, он является своеобразным современным эквивалентом Кейта Джарретта, но выросшим также на электронной музыке и DJ-культуре. Его музыка бессознательно красива и непринужденна, без какой-либо помпезности, при этом важно, что серьезная музыка может иногда быть чем-то большим, чем то, к чему слушатели привыкли, слушая рок-музыку.
Мой любимый трек у Фрама — Says с его концертного альбома Spaces, который я могу слушать на репите бесконечно. Но мой любимый альбом это Felt, где он намеренно акцентирует внимание на обычно нежелательных звуках фетровых молоточков на струнах пианино внутри инструмента. Эти механические звуки невероятно интимные и трогательные, это тот момент, когда изъяны инструмента и процесса записи становятся частью музыки.
Что стоит послушать? Начните с Says из концертного альбома 2013 года Spaces, затем слушайте альбомы Wintermusik (2009) и Felt (2011).
Вам может понравиться, если вам нравятся: сольные фортепьянные альбома Кейта Джарретта, альбомы Йно с Гарольдом Баддом, Boards of Canada, Tangerine Dream, Арво Пярт, Макс Рихтер, классические альбомы лэйбла ECM.