
В издании Loudersound.com опубликован обзор первого концерта The Overview-тура Стивена Уилсона, стартовавшего 1 мая 2025 года в Стокгольме. Ниже его перевод.
"Ошеломляющий эффект в самом лучшем виде": Стивен Уилсон проводит мастер-класс по интерстеллар-прогу на своем первом за шесть лет сольном концерте.
Вчера вечером в Стокгольме Стивен Уилсон начал свой первый за шесть лет сольный тур. Мы были там.
Перфекционизм - это высокая планка, особенно после шести лет отсутствия. "Вы услышите всю ту хренотень, которую не услышит больше никто в туре", - говорит Стивен Уилсон, исполнив три песни на своем первом с марта 2019 года полноценном сольном концерте. "Все фальшивые ноты, вся неисправная техника, все напутанные слова в песнях". Он морщится. "Сегодня вечером этого уже было предостаточно. Надеюсь, вы не заметили".
Ему не о чем беспокоиться. Поклонники Стивена Уилсона снисходительны, особенно после столь долгого ожидания его возвращения. Это премьерный концерт тура в поддержку вышедшего в этом году альбома The Overview. Сочетание Covid, воссоединения группы Porcupine Tree и творческого прорыва, в результате которого было выпущено два сольных альбома чуть более чем за год, привели к тому, что ни альбом The Future Bites 2021 года, ни альбом The Harmony Codex 2023 года не получили концертного представления, что объясняет витающее в воздухе ощущение предвкушения.
Сегодняшнее место выступления - Стокгольмский концертный зал Cirkus вместимостью 1600 человек. Элегантное круглое здание имеет размеры большой башни, но сегодня оно больше похоже на грандиозный старый планетарий, что вполне уместно, учитывая тематику The Overview - "до бесконечности и обратно". Сам по себе альбом - настоящая современная классика, прогрессивная музыка, которая на самом деле устремлена в будущее, а не в прошлое. В музыкальном и концептуальном плане он создан для воспроизведения именно целиком, полностью, от начала до конца, два 20-минутных трека, один за другим – ретро-концепция, но в то же время весьма во всех остальных отношениях это современная концепция "на пути к звездам".
Эта музыка появляется не сразу, во второй половине концерта, состоящего из двух отделений, разделенных антрактом (сегодня вечером никакой группы "на разогреве", в отличие от четырех выступлений в лондонском зале Palladium, где, что забавно, каждый вечер развлекать публику перед концертом будет новый стендап-комик).
Первый сет – девять треков продолжительностью в час – служит как ретроспективой, так и шансом наверстать упущенное. Две вступительные композиции концерта - "The Harmony Codex" (с одноименного альбома) и "King Ghost" (из блестящего, но вызывающего разногласия альбома The Future Bites), никогда ранее не исполнялись вживую (на самом деле нет - оба трека исполнялись Уилсоном 27 сентября 2023 года на промо-концерте по случаю выхода альбома The Harmony Codex - прим. stupidmax). Обе композиции полностью электронные, исполняя их Уилсон стоит по центру сцены между парой клавишных и кажется крохотным на фоне нависающего над ним огромного экрана, на котором демонстрируется видеоряд, сопровождающий каждый трек. Это сложное вступление, как в визуальном, так и в музыкальном плане, но производит фантастический эффект - в частности, "King Ghost" звучит мрачнее и холоднее, чем ее студийный аналог.
Остальная часть первой половины сета более традиционна, даже если слово "традиционный" в данном контексте является понятием относительным. В полете по сольному бэк-каталогу к Уилсону присоединяется его группа в полном составе – гитарист Рэнди МакСтайн, басист Ник Беггс, барабанщик Крейг Бланделл и клавишник Адам Хольцман. Это урок по смене музыкальных форм: от закрученного джаз-прога "Luminol" до изящного арт-попа "What Life Brings" в бодрый мелодичный натиск "Harmony Korine". В воплощении песен "No Part Of Me", "Dislocated Day" (единственная песня группы Porcupine Tree, прозвучавшая сегодня вечером) и "Remainder The Black Dog" чувствуется заключенная в бетон тяжесть, хотя в первой половине трека "Vermillioncore" она превращается в настоящего рок-зверя.
Сегодня вечером Уилсон мог бы поступить по-другому и начать концерт с исполнения целиком альбома The Overview, но это лишило бы нас части предвкушения, связанного с концертом. Когда он выходит на сцену один для вступления первого трека альбома "Objects Outive Us" пронзительным, бессловесным вокалом, одна тысяча шестьсот зрителей замолкают, не столько из почтения, сколько из-за сосредоточенности.
Альбом The Overview заслуживает такой сосредоточенности. Он требует внимания, поскольку дрейфует и кружится, прежде чем отправиться в самые отдаленные уголки Вселенной. Несмотря на темы бренности и перспективы развития, "Objects Outlive Us" на протяжении 23 минут звучит странным образом игриво, переходя от раскатистых фортепианных и многогранных вокальных гармоний к свежему, хотя и экзистенциально тяжелому поп-року и гитарному соло МакCтайна, и все это в точности передано на концерте. Сам по себе трек "The Overview" отличается: в музыкальном плане камера удаляется от Земли в глубокий космос, бестелесный голос (на самом деле это голос Ротем, жены Уилсона) интонирует межгалактические отметки на этом пути.
На протяжении этого отрезка музыка сопровождается ярким анимационным фильмом, в котором представлена целая гамма образов - от маленького серого инопланетянина, выбирающегося из болота, до огромных, пульсирующих, воображаемых кольцевых туманностей в миллиардах миль от нас. Таков Стивен Уилсон, "звуковая" часть этой аудиовизуальной феерии не менее впечатляюща, благодаря безупречной звуковой системе. Оказываемый общий эффект от всего этого потрясающий, в лучшем из возможных вариантов.
Вечер завершается достижением последних высот, которых музыкант еще не достиг, в эмоциональном образе песни "Pariah" (из альбома To The Bone 2017 года, во время которой партнер по дуэту Нинет Тайеб поет на экране позади в записи) и контрастной "Ancestral" (из альбома Hand.Cannot.Erase. 2015 года), которая впечатляет, хотя и в кульминации становится экзистенциально мрачной.
А что насчет хренотени? Да, она есть, если кто-то к ней прислушивался. Пропущенный ритм, неверная нота, расстроенная гитара, которую Уилсон возвращает до начала исполнения песни "What Life Brings". Они, конечно, сгладятся спустя несколько концертов, но они доказывают, что никто не идеален, даже Стивен Уилсон. Хотя сегодняшний вечер близок к этому.