Интервью с Колином Эдвином для итальянского интернет-издания Artists & Bands, февраль 2024

Интервью, опубликованное Джанлукой Ливи на интернет-ресурсе Artists & Bands

Вопросы отобраны Джанлукой Ливи, Джанлукой Реноффио, Доджокуном

Вступление

Когда группа Porcupine Tree воссоединилась в прошлом году, мы все удивлялись, почему Колин Эдвин оказался вне игры. Под давлением журналистов Стивен Уилсон рассказал следующее: «На самом деле, никакой особой истории тут нет. Из множества мелочей все сложилось так, как сложилось. Думаю, во-первых, зарождение этого проекта произошло, когда однажды я зашел к Гэвину на чашку чая, и он предложил нам поджемовать. Я осмотрел его студию и не обнаружил гитары, но у него была бас-гитара. Поэтому я взял в руки бас-гитару. И кажется, что в одну из самых наших первых встреч мы начали джемовать этот грув в начале песни Harridan, который открывает альбом. У нас было несколько таких студийных сессий, когда я даже не потрудился взять с собой гитару – мне нравилось играть на басу. Как и многие гитаристы, когда я беру в руки бас-гитару, то стараюсь играть на ней как гитарист. У меня получается играть не типично: я играю мелодии, играю аккорды, - в общем вещи, которые, возможно, «настоящий басист» и не подумал бы делать. Итак, сама основа пластинки, ДНК, из которой она состоит, была построена на том, что мы с Гэвином джемовали, играя на басу в моем стиле, который сильно отличается от стиля Колина. И это стало чем-то вроде свершившегося факта: к тому времени, когда у нас было три или четыре песни, я подумал: «О, хорошо, тогда, наверное, я басист на этом альбоме». Но есть и другое. Никто из нас не слышал о Колине уже много лет. В 2010 году мы все разошлись каждый по своим делам, я регулярно слышал от Ричарда и Гэвина: «Когда мы соберемся сделать что-то новое?», «Не собраться ли нам вместе?», «Поужинаем?», «Не выпить ли нам чашечку чая?». Я ничего не слышал от Колина, я до сих пор ничего от него не слышу. В общем, он не настаивал на том, чтобы активно участвовать в новом проекте».

«Мы не ссорились или что-то в этом роде», - прокомментировал Колин во время интервью, - «и время от времени общались по разным поводам, в основном касательно переизданий или иногда возникавших деловых вопросов. Но при этом долгое время не было никаких признаков или намеков на какую-либо активность группы, студийные записи или какую-либо возможность возобновления деятельности. Моя группа O.R.k. гастролировала с The Pineapple Thief в 2019 году, мы все прекрасно ладили друг с другом, но от Гэвина не было никаких намеков на какой-либо возможный новый материал PT, и уж точно ни от кого другого. Поэтому в марте 2021 года, во время локдауна, для меня стало полной неожиданностью письмо от Стива по электронной почте, в котором сообщалось, что готовится новый альбом, и поскольку он уже сыграл все партии бас-гитары, то «для меня места нет». Вскоре после этого со мной связался адвокат Стива. С тех пор я ни с кем по-настоящему не общался».

С тех пор не появлялось больше никаких подробностей и вопрос, похоже, потихоньку был закрыт. Но не для нас, решивших встретиться с Колином и попросить прокомментировать эту неприятную историю, а также рассказать о его текущих и будущих проектах.

Интервью

Чао, Колин. Странно начинать интервью с тобой упоминанием Porcupine Tree, и я прошу за это прощения, но, с другой стороны, обзор недавнего их концерта в Риме я начал с упоминания о тебе, а значит, сегодня мы действуем по такому же сценарию (lol).

Что ж, нам всем трудно смириться с твоим отсутствием в новом составе группы, в чем, как следствие, можно убедиться, прочитав наш обзор концерта Porcupine Tree в Риме. Произошли ли какие-либо изменения в отношениях со Стивеном, Гэвином и Ричардом, о которых мы не знаем?

Не нужно извинений, я знаю, что за время долгого перерыва Porcupine Tree стали очень любимы, и совсем недавно я получил большое количество сообщений от фанатов со словами поддержки, которые сожалели о том, что я не стал частью нынешнего состава группы.

Отвечая на твой вопрос: я не принимаю участия в каких бы то ни было планах нынешнего воплощения Porcupine Tree, и никаких последующих контактов не было.

Ранее ты рассказывал некоторым журналистам: «На связь со мной вышел адвокат Стива». Были ли какие-либо юридические последствия, связанные с этим вопросом?

Ну, перед тем как на меня вышел законный представитель Стива, я получил одно несколько расплывчатое электронное письмо от Стива и остальных. Впоследствии было подписано соглашение, в котором описывается мой статус бывшего участника. На самом деле, в этом документе не описано никаких вероятностей для дальнейшего сотрудничества.

Итак, это означает, что тебе будет невозможно снова присоединиться к группе?

Я получил большое количество личных сообщений через свои аккаунты в социальных сетях, когда стало ясно, что я больше не являюсь частью Porcupine Tree. И хотя среди них было несколько непонятных, неприятных, а также несколько просто странных сообщений, подавляющее большинство из них были со словами благодарности и поддержки. Для меня значило очень много осознать, что существует большое количество людей, которым по-настоящему не хватает моего присутствия в Porcupine Tree, которые следят за моим творчеством, и которые увлечены другими моими музыкальными начинаниями. Поэтому я был бы рад сделать что-нибудь «для фанатов», как они говорят. Для меня, как для музыканта, это особая привилегия - общаться с людьми, и я не принимаю это как должное и никогда не принимал.

Но, конечно, что касается Porcupine Tree, я, так сказать, отпустил все на самотёк, так что короткий ответ - нет.

Знаешь, во время концерта в Риме (и, возможно, на некоторых других итальянских концертах) группа играла без басиста, с записанными бэк-треками. Настоящая насмешка судьбы, если не божественное провидение... «Бог есть», — вот что мне хочется сказать...

В один момент мой почтовый ящик в социальных сетях начал разрываться от шквала сообщений, в которых говорилось что-то вроде: «Почему бы тебе сейчас не вернуться играть с Porcupine Tree?». Я не понимал почему, пока не прочитал, что Нейт Наварро не смог закончить тур с группой. Должно быть, у него случилась какая-то довольно серьезная проблема, чтобы вот так уйти в середине тура. Стресс от постоянных гастрольных обязательств, когда у тебя есть внешние проблемы или серьезная болезнь или смерть близких, - мне такое тоже знакомо. Помимо всего прочего, я не раз был на гастролях, когда близкие родственники были в больнице, я пропустил рождение одного из своих детей, опоздав на две недели из-за концертов в США. В другой раз, за несколько минут до концерта, который снимался на видео, мне сообщили, что у одного из моих детей диагностировали потенциально серьезное заболевание, которое, к счастью, оказалось ошибочно поставленным диагнозом, но я понятия не имею, как я выдержал тот концерт, я до сих пор не могу его смотреть.

Так что, хотя я и не знаю, почему Нейту пришлось уехать, но у меня есть некоторое представление о том, каково это, и я сочувствую ему, потому что на карту всегда поставлено многое. Знаю, что уйти в середине тура — это непростое решение.

Бэк-треки часто являются неотъемлемой частью концертного выступления, но записывать бас-гитару на жесткий диск, когда вы преподносите себя как группу первоклассных концертных музыкантов, для которых выступления имеют первостепенное значение; не знаю подробностей, но, конечно, это было их решение, и, как я уже сказал, я не знаю каковы были реальные обстоятельства.

Слышал ли ты про Рэнди МакСтайна и Нейта Наварро до того, как они присоединились к концертному составу Porcupine Tree?

Я совсем не знаком с Нейтом Наварро, но я был знаком с Рэнди МакСтайном, за несколько лет до этого я играл на бас-гитаре, как мне кажется, на втором альбоме его проекта под названием Lo-Fi Resistance. Мы встречались с Рэнди лично, когда он приезжал в Великобританию. Он очень приятный парень, а еще очень хороший музыкант и автор песен.

Тебе не известно, почему Стивен не пригласил также своего давнего коллегу Джона Уэсли?

Насколько я понимаю, Уэсу изначально сказали, что он будет частью новой команды, а затем Стив просто перестал с ним общаться. Я знаю, Уэсу нравилось быть частью гастрольного состава Porcupine Tree, и я понятия не имею, почему его исключили. Это было решение, к которому я не имел никакого отношения.

Что думаешь об их последнем альбоме?

Я не слушал последний альбом, поэтому не могу ничего комментировать.

Вспоминая прошлое, до достижения Porcupine Tree большого успеха музыкальная пресса, казалось, не была готова принять и оценить такую группу, и потребовалось некоторое время, чтобы вас заметили... Можешь рассказать, как проходили для вас те начальные этапы?

Очень долгое время казалось, что Porcupine Tree продвигаются невероятно медленно, что, конечно, расстраивало. Оценивая сейчас, мы совершенно не соответствовали текущим на тот момент тенденциям и вместо этого создали своего рода параллельный мир, почти культовую вещь. Был короткий период, когда Porcupine Tree выступали на большом количестве популярных фестивалей и привлекли к себе определенное внимание мейнстримной прессы, но так продолжалось недолго по сравнению с происходившим в долгосрочной перспективе.

Какой аспект группы и ее музыки противоречил устоявшимся музыкальным вкусам и предпочтениям? Или, лучше сказать, в чем вы осознавали новаторство на музыкальной сцене?

Думаю, возможно, ты имеешь в виду уклон в метал-звучание, которое возникло в период альбома In Absentia. Это была определенная смена направления, и, конечно, существовал риск, что нашим тогдашним слушателям не понравится какое-либо новое звучание. Я был категорически против переключения на более тяжелый звук, хотя любил и продолжаю любить огромное количество метал-групп и тяжелую музыку. Возможно, в то время я считал, что на самом деле мы недостаточно тяжелы и на нас будут смотреть как на чужаков на этом поприще. Помню, как мы выступали на таких крупных фестивалях, как Hellfest и Download, и были абсолютно уверены, что толпа зрителей возненавидит нас, но рад отметить, что реакция была гораздо более позитивной. Поклонники метала гораздо меньше подвержены предубеждениям, чем о них думают.

Какой альбом Porcupine Tree твой любимый, или с которым ты сильнее всего себя ассоциируешь?

Я питаю слабость к Lightbulb Sun, потому что на нем еще присутствует несколько экспериментальных фрагментов. Не уверен, что после него возникал такой же уровень авантюризма, но, учитывая расстояние во времени, In Absentia кажется мне самым цельным альбомом. Вместе с тем, я не трачу много времени на то, чтобы смотреть в зеркало заднего вида, я редко переслушиваю эти альбомы.

Как ты думаешь, кто является наследниками Porcupine Tree?

Определенное влияние на другие прог-группы существует, время от времени я его слышу, но не собираюсь произносить никаких имен. Я не трачу ментальную энергию на соображения о каком-либо наследии группы. Я всегда сосредоточен на «здесь и сейчас», предпочитаю следовать своему чутью, продолжать работать и совершенствоваться вместо того, чтобы беспокоиться о чем-то, оставшемся позади.

Moonloop, Idiot Prayer, Intermediate Jesus, Tinto Brass, Hatesong, Russia on Ice, Halo, Glass Arm Shattering, Way Out of Here, Nil Recurring, Octane Twisted... это лишь некоторые из великолепных композиций Porcupine Tree, в сочинении которых ты принимал участие. Планируешь ли ты исполнять эти или другие композиции на своих сольных концертах или с другими группами?

О, вау, ты действительно знаешь свое дело! За исключением нескольких мастер-классов игры на бас-гитаре, я не исполнял музыку Porcupine Tree с 2010 года, и в моих планах нет исполнения этой музыки как сольно, так и с кем-либо еще.

Жаль, что ты не планируешь исполнять эти замечательные песни. Давай перейдем к технической части. Какое оборудование ты используешь в настоящее время в студии и на концертах? Можешь ли еще описать свой набор примочек и как работаешь в студии? С течением времени в твоем стиле исполнения или предпочтениях произошли какие-либо изменения? И если да, то есть ли какие-то конкретные и очевидные тому причины?

У меня весьма небольшая, но разнообразная коллекция бас-гитар, включая некоторые раритеты, такие как пара винтажных гитар Ovation Magnum и очень симпатичный безладовый Rob Allen. Для работы я буду использовать все, что сочту подходящим. Я по-прежнему часто использую бас-гитары Wal, а недавно для большей части музыкального материала я снова использовал гитару Music Man Bongo. В моей студии есть Mac и Logic, несколько хороших микрофонов и контрабас. На концертах группы O.R.k. я довольно часто использую бас-гитары Spector, у меня есть две такие с удлиненными грифами, которые подходят для низкочастотных настроек, в которых мы чаще всего играем. И еще это очень надежные бас-гитары с точки зрения концертных туров, настоящие рабочие лошадки.

Процесс записи для меня чаще всего происходит в уединении, это то, к чему я привык, я могу потратить больше времени на проработку разных идей, нежели в сторонней студии, где время работы ограничено. Тем не менее, нет ничего лучше работы в команде и заданных дэдлайнов для достижения результата, поэтому мне очень нравится совместная студийная работа.

В студии нужно быть невероятно сосредоточенным, иногда вживую достаточно сложно без ошибок отыграть полноценное выступление, не говоря уже о попытках проявить творческий подход, так что волей-неволей проникаешься уважением к тому, насколько были хороши сессионные музыканты в старые времена записи на пленку или даже записи вживую на винил!

За долгие годы студийной работы я лучше понял функциональную роль бас-гитары в составе ансамбля и как создавать подходящие басовые партии для всего, над чем работаю. Мой музыкальный вкус, вероятно, не так уж сильно поменялся, но моя рассудительность намного возросла. Не могу привести конкретных примеров, но, честно говоря, я в любом случае оцениваю себя критически.

Как за последние годы изменилась твоя манера игры на инструменте?

Я всегда учусь, и всегда был открыт для обучения новому, так что уверен, что с годами я, должно быть, стал лучше. Мои музыкальные суждения значительно улучшились и я, безусловно, больше в них уверен. Креативность — я трачу много времени на размышления, и правда верю в идею наличия «поворотной точки», в которой можно стать абсолютно свободным и экспериментировать без каких-либо внутренних барьеров. У меня есть коллекция абсолютно свободного потока идей и музыкальных зарисовок, даже нарочито плохих, к какой-то из них я могу вернуться спустя много времени, чтобы использовать ее в некоем другом музыкальном фрагменте. Это ценное хранилище идей, даже если некоторые из них, или даже большая их часть, бесполезны.

Поскольку я наблюдал, как многие музыканты проходили путь до стадии сильного изнурения, то стараюсь постоянно напоминать себе, почему я вообще занялся музыкой. Моя изначальная страсть к игре на бас-гитаре, к тому, чтобы быть музыкантом и быть вовлеченным в процесс создания музыки, на самом деле была далеко за пределами моих возможностей заниматься ею, но я был полон решимости продолжать, и во многих случаях я учился «в процессе». Позже, после того как угас юношеский максимализм, я страдал от осознания, что мне еще многому предстоит научиться, и немного потерял уверенность в себе, но сохранил сосредоточенность. Сейчас я лучше представляю себе свои сильные стороны и стараюсь работать над ними столько, сколько могу. Но я придерживаюсь своего первоначального желания, которое состояло в том, чтобы по-настоящему участвовать в создании музыки и просто стараться делать все с чувством.

Если говорить о твоих сторонних проектах, то как началось сотрудничество с Алессандро Педретти?

Несколько лет назад Алессандро прислал мне через Soundcloud некоторое количество интересных музыкальных набросков, и меня они заинтриговали настолько, чтобы возникло желание над ними поработать, - продолжающееся и по сей день наше сотрудничество возникло совершенно естественно. Как только мы познакомились, я был впечатлен его творческим и немного необычным, неординарным взглядом на музыку, особенно на ритм. У нас много схожих интересов в области звука, атмосферности и так далее.

С Алессандро вы выпустили три альбома/EP: Endless Tapes, Brilliant Waves и Third Reel. Как они были встречены слушателями?

Third Reel, самый последний релиз, был выпущен по приглашению компанией в Германии, а первые два релиза были выпущены на моем собственном лейбле. В творческом плане, если не в коммерческом, я очень доволен всем материалом Endless Tapes, и еще мы получили несколько очень хороших отзывов критиков.

Нам посчастливилось использовать некоторую нашу музыку в медиа-среде, что хорошо, и мы надеемся на подобное чаще в будущем.

Твое сотрудничество с Алессандро намекает на то, что ты часто бываешь в Италии. Это так?

Ну да, предположу, что ты, возможно, не знаешь о моей давней связи с Италией и итальянскими музыкантами. Я частый гость в Италии на протяжении уже нескольких лет.

Как и Алессандро, который живет в городе Брешиа, много лет назад я начал работать с Эральдо Берноччи, и пока он жил в Тоскане вместе мы создали группу Metallic Taste of Blood, сейчас он в Лондоне, так что мы видимся довольно часто. Благодаря связям с лейблом, по следам Metallic Taste of Blood я создал проект Twinscapes с великим итальянским басистом Лоренцо Фелициати из Рима, этот проект позже разросся до трио благодаря замечательному барабанщику Роберто Гуальди. После этого, Twinscapes в конечном итоге привел меня в группу O.R.k. с вокалистом Лоренцо Эспозито Форнасари (он же Леф, который, на мой взгляд, очень талантлив), эта группа находилась в центре внимания в течение последних нескольких лет.

В настоящее время O.R.k. работают над пятым студийным альбомом, а это значит, что я довольно часто бываю в Болонье, где живут и Леф, и гитарист Кармело Пипитоне. В очень длинном ряду гитаристов Кармело - один из самых уникальных музыкантов, которых я когда-либо встречал, в его манере игры есть скрытая склонность постоянно находиться на грани едва сдерживаемого безумия и непредсказуемости, но в сочетании с определенного рода прекрасными чувствительными акустическими стилизациями. Он совершенно уникален, и большинство людей, повстречавших его, навсегда запоминают его уникальность.

По иронии судьбы Пэт Мастелотто, не итальянец, хотя и с итальянским именем, дополняет группу своей всегда изобретательной игрой на барабанах.

Есть еще какие-нибудь текущие проекты?

Недавно я выпустил второй альбом под названием The Weight Of A Shadow, записанный с фантастическим гитаристом из Эстонии Робертом Юрьендалем - очень выразительным, вдумчивым и изобретательным музыкантом с довольно минималистичной манерой исполнения, что позволяет мне экспериментировать с низкочастотным басовым звучанием. Я также продолжаю работать с Эральдо Берноччи, в том числе над очень необычной и интересной инструментальной композицией в четырех частях, которая, надеюсь, скоро выйдет. И еще продолжается мое сотрудничество с американским эмбиент-гитаристом Джоном Дюрантом.

Кроме того, мы с Джоном являемся частью проекта Fractal Sextet, созданного швейцарским композитором Стефаном Теланом. Мы только что закончили работу над вторым альбомом, который, надеюсь, также увидит свет в этом году. Эту музыку можно описать как длинные неотесанные модальные композиции, многие отмечали, что они звучат в стиле ранних Porcupine Tree, хотя сам я этого в них не слышу.

Еще я много работаю с продюсером и музыкантом Gaudi в составе проекта под названием Gaudi Kosmisches Trio, которое исследует территорию бодрого краутрока с большим количеством аналоговых синтезаторных звуков и винтажных текстур. Ждите новостей от этого проекта в ближайшее время.

Что думаешь о нынешней рок-сцене? В том числе об итальянской?

Музыкальный бизнес до неузнаваемости раздроблен, я не уверен, что там все еще есть сцена, но если искать, то все еще можно найти много отличной новой музыки.

Есть несколько замечательных итальянских групп, которые не очень широко известны. Мне очень нравится Zu, а также нойзовый дуэт Zeus!, состоящий из барабанщика и басиста. Недавно мы с Gaudi гастролировали с группой Savanna Funk, это отличная музыка - не совсем рок-сцена, но великолепная концертная группа, несущая столь необходимый в нынешние мрачные времена позитивный посыл.

Какую музыку ты сейчас слушаешь дома и на концертах?

В настоящее время я основательно переслушиваю музыку Captain Beefheart, которая по-прежнему потрясающая, за исключением пары его попыток коммерциализации в середине творческого пути, но их можно пропустить. В его безудержном творческом духе есть что-то такое, что действительно просвечивает насквозь и глубоко запало мне в душу. Кроме этого, слушаю много японской разновидности стиля zeuhl (стиль рок-музыки, поджанр прогрессивного рока, изобретённый Кристианом Вандером, барабанщиком французской группы Magma – прим. stupidmax) в воплощении группы Koenji Hyakkei и изрядную долю музыкального стиля гнауа из Марокко, который никогда не перестает меня притягивать.

Незадолго до проведения этого интервью ты рассказал, что читаешь Artists & Bands... последнее, что ты прочитал, это интервью с Перси Джонсом (https://www.artistsandbands.org/ver2/interviste/11065-percy-jones-brand-x)

Я большой поклонник Перси Джонса, его игра на бас-гитаре совершенно уникальна и завораживает. Среди музыкантов редко встречаются такие новаторство и самобытность.

Напоследок пару слов для итальянских поклонников...

Я довольно часто бываю в Италии, так что увидимся, и пожалуйста, присоединяйтесь к моему аккаунту в Subtrack, вы всегда сможете меня найти здесь - https://colinedwin.substack.com/, или через страницу со ссылками на мои соцсети: https://linktr.ee/colinedwin.