The guitarguitar: интервью с Гэвином Харрисоном

Гэвин Харрисон без сомнения один из самых лучших современных барабанщиков. Не имеет значения какой из музыкальных жанров вам ближе, Гэвин сыграет настолько невероятно, креативно и со вкусом, что приведет вас в восторг. Вероятно, Гэвин более всего известен прорывным участием в составе группы Porcupine Tree (а затем и участием в сольной карьере лидера Porcupine Tree Стивена Уилсона), в которой своей изящной и страстной игрой он переписал устои современного рок-барабанщика.

С тех пор Харрисон стал неотъемлемой частью нынешнего состава группы King Crimson, играя в составе не менее троих барабанщиков! Еще он участник любимой группы ресурса guitarguitar - The Pineapple Thief, он привнес узнаваемые стиль и чувственность в их современный прогрессивный рок.

Как видите, Гэвин занятой человек! Нам очень повезло занять немного его времени, чтобы по чуть-чуть поговорить о барабанах, звукозаписи, выступлениях, недостатках жанровых лейблов и его непредубежденном взгляде на музыку. Читайте дальше, чтобы узнать о жизни героя барабанной установки наших дней.

Гэвин, большое спасибо за этот разговор! Нам очень о многом хотелось бы спросить, но давай начнем с текущих проектов. В прошлом году ты провел очень много времени на гастролях: как прошел тур King Crimson лично для тебя?

Это был потрясающий год в составе King Crimson – один из самых загруженных из всех, что у нас были, завершили который мы пятинедельным туром по Японии.

В King Crimson ты играешь вместе с двумя другими барабанщиками! Необычное выступление во всех смыслах! Мне посчастливилось попасть на один из таких концертов, и он был великолепным. Не мог бы ты немного рассказать о процессе работы в составе трио барабанщиков в группе, состоящей из восьми-девяти музыкантов?

Это весьма органичное существо. Тем не менее, большая часть партий трех барабанов должна быть детально прописана, в противном случае всё превратится в полный хаос. У меня была возможность написать аранжировки для некоторых вещей, и сочинить несколько «барабанных» треков. У меня студия оборудована прямо дома, так что можно самому сделать мульти-трековую запись и оценить каким образом можно распределить партии трех барабанных установок. Часто в основе моей работы будет базовый демо-трек. Аранжировка должна рождаться из вдохновения и решимости попробовать много идей, пока не начнешь находить вещи, которые нравятся, которые сочетаются друг с другом с точки зрения структуры. Закончив свою работу, я могу отправить миксы песен и отдельные партии ударных Пэту [Мастелотто] и Джереми [Стейси] для обсуждения и разучивания. Затем мы втроем встречаемся в репетиционной и отбрасываем лишнее. Всё настраивается и обрабатывается в соответствии с манерой игры каждого из нас. После примерно недели такой работы мы присоединяемся к репетиции с остальными участниками группы.

Есть ли в этом место для импровизации?

Да, для импровизации большое количество возможностей, но для этого нужно решить в каких фрагментах мы будем импровизировать и что в эти моменты будут делать остальные музыканты.

Несмотря на то, что ты потрясающе хороший музыкант, чтобы сохранить форму тебе необходимо практиковаться. Как ты это делаешь во время тура?

На самом деле очень трудно этим заниматься на гастролях, и для меня это постоянный источник огорчения. Конечно, мы можем практиковаться, находясь за кулисами в раздевалках (и в некоторых случаях это может быть полезно для проработки определенных партий и в целом для разминки мышц), но иметь на сцене хоть какое-то реальное время для игры на акустических барабанах – этого у нас почти нет. На сцене всегда что-то происходит: звукоинженеры проверяют сценическое оборудование, звукорежиссёр проверяет корректность работы этого оборудования, техники настраивают свет и собирают сцену, - поэтому им всем в этот момент меньше всего нужен барабанщик, колошматящий по своей установке.

Группа King Crimson в этом году отмечает пятидесятилетие: можешь раскрыть детали, что приготовила группа на этот год?

У нас будет два масштабных тура в этом году. Первая часть пройдет по некоторым городам в Европе, включая три выступления в Королевском Альберт Холле, а затем будет тур по Северной и Южной Америкам.

Это будут невероятные выступления! Ты являешься участником Crimson уже более десяти лет: насколько ты свободен в интерпретации старого материала группы в плане исполнения?

У меня полная свобода, чтобы играть все что я захочу. Принцип такой: «относитесь к каждой песне, как к новой, независимо от того, когда она была написана».

Это должно быть потрясающе. Что ты чувствуешь, каждый вечер выступая с группой, которая, должно быть, оказала на тебя влияние в детстве?

Ну, вообще-то в детстве я не слушал King Crimson. Я, конечно, знал о них, но в детстве я больше интересовался джазовой и фанковой музыкой. Когда Роберт Фрипп пригласил меня присоединиться к группе, я ответил, что у меня нет их альбомов и что я по сути не знал их музыки. На это он сказал что-то вроде: «Это прекрасно, ты оценишь эти песни свежим взглядом».

Звучит в духе того проницательного интеллекта, которым он знаменит. Говоря о том, что у тебя нет записей группы, а какими группами и барабанщиками ты увлекался в детстве?

Мне нравились Earth Wind and Fire, Майлз Дэвис, Арт Фармер, Джим Холл, Куинси Джонс, Иэн Дьюри и the Blockheads, The Police, Пэт Уильямс, Steely Dan, Japan, Питер Гэбриэл, Джони Митчелл, Стиви Уандер, Аллан Холдсуорт, Билл Уизерс, Джонни «Guitar» Уотсон, Кейт Буш, Пол Саймон, The Blue Nile, Чет Бэйкер, Чик Кориа, Фрэнк Заппа и все барабанщики, которые играли с этими исполнителями.

Большинство поклонников твоего творчества впервые услышали о тебе как об участнике группы Porcupine Tree. До этого ты был востребованным сессионным музыкантом, игравшим с Игги Попом и группой Level 42. Как вы познакомились с (лидером Porcupine Tree) Стивеном Уилсоном?

За несколько лет до Porcupine Tree я работал вместе с Ричардом Барбиери, и когда их барабанщик (Крис Мейтланд) покинул группу в 2002 году, Ричард предложил мою кандидатуру для участия в записи их альбома In Absentia. Запись прошла очень хорошо, поэтому они предложили мне стать их участником. Пару десятилетий я работал в качестве сессионного музыканта, поэтому подумал, что будет интересно попробовать себя в роли члена группы.

In Absentia потрясающий альбом. В Porcupine Tree ты принимал участие в сочинении песен или аранжировок? Говоря о смешанных музыкальных размерах, когда и как всё началось с точки зрения сочинения музыки?

Да, в некоторых песнях. Касательно «смешанных размеров»: мне всегда были интересны более сложные ритмические структуры, но в то же время мне хотелось, чтобы они звучали мелодично и доступно для слушателя, а не были просто ради «заумности». Песня The Start Of Something Beautiful из альбома Deadwing началась с ритмической идеи, которую я однажды показал Стивену, когда он был в моей студии. В своей основе это ритм на 9/8 с вялотекущей басовой партией, которая к припеву превращается в более энергичную линию на 5/8, но мы оба были заинтересованы в том, чтобы не усложнить звучание.

Это прекрасная партия, правда ведь? Представление сложных идей в легкоусвояемом виде. Я смотрел на видео, что часто ты записываешь свои партии отдельно от остальной группы в домашней студии. Ты до сих пор так работаешь? Тебе так предпочтительней?

В нынешние времена так записывается 95% всех альбомов, и так происходит уже довольно продолжительное время. Все альбомы Porcupine Tree мы записывали порознь. Предпочтительно ли это? Ну, могло быть веселей записываться вместе, поскольку что-то может неожиданно появиться из спонтанного совместного музицирования, и подобным образом я записывался много лет назад. Но обычно в наше время большая часть альбомов регламентирована бюджетом, поэтому записываться дома это нормальный (и менее затратный) способ сделать альбом. Мне нравится отсутствие временных рамок, чтобы посвятить столько, сколько мне нужно для работы над песней, и конечно же отсутствие напряжения, - обычно это способствует формированию наиболее творческих условий работы.

Сегодня ты в наибольшей степени известен как передовой барабанщик современной прог-музыки. Что это для тебя значит? Тебя не смущает термин «прог»?

Не совсем. Мне не интересны вопросы жанров. Есть только «хорошая музыка» и «плохая музыка», как мне кажется. Я просто пытался следовать по направлению к хорошему музыкальному материалу, и избегать плохого. «Жанр» - отличный повод для кого-то полностью проигнорировать весь твой творческий путь.

Хорошо сказано! Появились группы, черпающие вдохновение из творчества Porcupine Tree, не последними в этом списке являются The Pineapple Thief. Как ты стал участником этой группы?

Брюс Сурд из The Pineapple Thief спросил не сыграю ли я барабанные партии на их альбоме Your Wilderness. Я послушал демо и очень проникся ими, так что мне было не сложно принять это предложение. После выпуска того альбома Брюс позвал меня принять участие в небольшом туре с ними, и я подумал: «А почему нет?». Тур прошел очень хорошо и было приятно находиться с этими парнями в одной компании.

Теперь ты полноправный участник The Pineapple Thief, не так ли? Как ты всё это сочетаешь? Ты должно быть вообще не бываешь дома!

Да, я был глубже вовлечен в процесс создания следующего альбома Dissolution, и после этого стал участником группы. В настоящий момент мы умудряемся ездить в туры и записываться в перерывах между графиком King Crimson. Я в разъездах гораздо больше, чем хотел бы быть, но таково состояние музыкальной индустрии в настоящий момент. Тебе нужно выступать на концертах, быть «студийным проектом» уже недостаточно.

Ты часто смешиваешь электронные барабаны с акустическими. Это необходимость, или естественное расширение возможностей музыкального инструмента? Как ты предпочитаешь объединять технологии?

В King Crimson я использую несколько инструментов фирмы Nord Drum. Nord Drum2 и Nord Drum 3P. Поскольку по сути это синтезаторы, на них гораздо более органично играть, чем на инструменте, основанном «на сэмплах». Меня больше вдохновляет то, как синтезатор реагирует на динамические изменения. Во время барабанного соло (которое в большинстве случаев я исполняю в песне King Crimson под названием 21st Century Schizoid Man) я очень часто играю на Nord Pads в паре с акустическими барабанами. Иногда это настроенные мелодичные звуки, которые я предварительно запрограммировал для работы с тональностью песни, а в другой раз из этого получаются интересные перкуссионные шумы.

Интересно! Вопрос от одного из наших сотрудников: как много палочек ты используешь за время концерта?

Мне посчастливилось пользоваться именной моделью барабанных палочек фирмы Vic Firth, для меня они абсолютное совершенство. Сломать палочки? Ну, все зависит от того, насколько сильно я бью. С King Crimson я могу сломать несколько палочек за один вечер, а с Porcupine Tree [раньше] или c The Pineapple Thief [сейчас] их может быть больше, но все зависит от множества причин. Я не всегда начинаю концерт с совершенно новой не использованной пары палочек, я продолжаю пользоваться теми же палочками до тех пор, пока они не треснут или расколются. Некоторые палочки могут «продержаться» и несколько концертов.

Что ж, у тебя загруженный год со стартующим уже скоро туром The Pineapple Thief, а также юбилейными турами King Crimson на протяжении всего года. Кажется, весь год расписан, но может у тебя есть и другие планы на 2019? Может возьмешь отпуск?

Нет планов насчет отпуска.

Вопрос снят! Какой совет дашь барабанщикам, которые хотят играть более авантюрно и сделать на этом карьеру?

Займите в долг несколько миллионов фунтов, и просто продолжайте работать, пока деньги не кончатся!

Хаха, отлично, Гэвин, хороший совет! Большое спасибо за беседу, удачи тебе во всех твоих проектах в этом году.

Интервью провел Рэй МакКлилланд