Рассылка от Стивена Уилсона

Рассылка от Стивена Уилсона от марта 2016 года.

Вчера все подписавшиеся получили новую новостную рассылку от Стивена Уилсона, и надо признаться, что материала в ней, заслуживающего перевода на русский язык, оказалось очень много, поэтому не удалось опубликовать наиболее интересные статьи «по горячим следам». Но, начнем по порядку: для начала, вот интервью с бас-гитаристом группы Стивена Уилсона Ником Беггсом, опубликованное в разделе Пресса. Затем идет рубрика «Бэк-каталог», в ней рассказ о компиляции Porcupine Tree 2001 года Recordings. В рубрике «Стивен Уилсон рекомендует» — фильм Kill List (Список смертников). Аудио-эксклюзивом рассылки значится аранжировка песни Drive Home, записанная швейцарской исполнительницей Донной Зэд (послушать можно в сообществе Porcupine Tree Вконтакте). В рубрике «Вопрос от поклонника творчества» — вопрос о том, с кем бы Уилсон мечтал поработать над созданием новой музыки.

Кроме того, в рассылке приводится монолог Стивена о работе над классическими альбомами и созданием многоканального микса, а также о планах устроить конференцию о пятиканальном звуке (эти материалы уже выходили отдельными новостями ранее). Приятного чтения! ^_^


Рубрика «Бэк-каталог»: сборник «Recordings» Porcupine Tree

Скромное название противоречит качеству материала на этом диске. Название «Recordings» тонко намекает, что этот релиз Porcupine Tree 2001 года не был полноценным альбомом. Эти девять треков издавались ранее в качестве бисайдов, являлись раритетами или новыми записями. Но эта компиляция отнюдь не звучит как набор стилистически разных песен, скомпилировано и отредактировано всё было с умом.

«Альбом появился из необходимости», - говорит Стивен. «В конце 2000 года нас пригласили принять участие в совместном туре с Dream Theater, группой, о которой я почти ничего тогда не знал, и их музыка не была из разряда меня интересовавшей. Но они пригласили нас, а это была хорошая возможность выступать в Европе перед аудиторией в пять или шесть тысяч человек каждый вечер. «Recordings» был собран воедино с целью окупить деньги, которые были вложены в проведение того тура».

Но просто собрать воедино изданный прежде материал было недостаточно для выпуска альбома, способного окупить затраты. Четверо музыкантов – Ричард Барбиери (клавишные), Колин Эдвин (бас), Крис Мэйтланд (барабаны) и Стивен Уилсон (вокал, гитара, рояль и сэмплы) – собрались 15 марта 2001 года в студии Foel в Уэльсе для записи нового материала.

«Вместе мы джемовали несколько дней», — рассказывает Стивен. «Один из таких джемов впоследствии стал песней «Buying New Soul». Этот трек я унес домой, отредактировал, добавил эффектов и написал для него стихи».

«Buying New Soul», кажется, лучше всего подходит для полуночного прослушивания. Она начинается с клавишного колдовства Барбиери, которое действует словно чары. Эффект усиливается благодаря головокружительным партиям контрабаса Эдвина. Акустическая гитара Уилсона нежно перебирает струны, а тикающие барабаны Мэйтланда завершают заклинание. Нисходящий печальный вокал балансирует на фоне созданной гармонии, не превращаясь в неуместный гимноподобный крик.

«Эта песня стала одной из ярчайших в нашей карьере» — замечает Уилсон. «Если бы мы не задумали «Recordings», возможно, эта песня оказалась бы на «In Absentia», нашем следующем альбоме, хотя, думаю, тот альбом был совершенно другим по звучанию. А в качестве открывающего «Recordings» это был очень сильный трек. Он сразу отметает любые рассуждения о том, что перед слушателем сборник полу-дерьмовых отбросов».

К слову, второй трек был именно из этого разряда. Когда Стивен представил песню «Access Denied» остальным участникам группы с целью включить её в альбом «Lightbulb Sun», она не набрала нужных голосов поддержки. Песня в стиле XTC была забракована. Стилистически она меняется от бойких фантасмогоричных стихов под фортепьяно через злорадно безумные психоделические мостки к приглушенному припеву, в котором молитвенному голосу Стивена аккомпанирует лишь акустическая гитара.

««Access Denied» я написал для альбома «Lightbulb Sun» и был просто влюблен в нее, но все остальные были от неё не в восторге» - смеется музыкант. «Но, когда пришло время компоновать сборник, остальные участники были не столь придирчивы в вопросе того, что в него включать. Поэтому я смог себе позволить опубликовать то, что мне нравилось без страха получить на это чье-нибудь вето. Крис записал барабаны на мой демо-трек и всё».

«Cure for Optimism» не совсем песня Porcupine Tree, это больше сольное сочинение. В 2000 году Стивен Уилсон выпустил на лэйбле Tonefloat укороченную версию этой песни под своим именем на 7-дюймовом сплит-сингле с группой Use of Ashes. Альбомная версия «Cure for Optimism» словно вырастает из концовки «Access Denied». Она начинается со спектрального звукового полотна в стиле Bass Communion и затем из этого возникает тихое бренчание акустической гитары. Затем, для достижения необыкновенной красоты вкрапляются партии рояля с эффектом эхо. Вокал Стивена в этой песне полон страха и изумления.

«Иногда перед тобой находятся два музыкальных фрагмента, каждый из которых, вероятно, не назовешь выдающимся, но, когда последовательно накладываешь их один на другой, вместе они начинают звучать более осмысленно» - объясняет он. «Во многом я считаю «Cure for Optimism» предтечей двух сольных песен, которые затем попали на следующий альбом — «Lips of Ashes» и «Collapse the Light Into Earth». Когда у меня получалось сочинить нечто, звучащее столь цельно, остальным участникам уже нечего было привнести в эти композиции».

Ощущение невесомости продолжается и в медленно раскрывающейся инструменталке «Untitled», которая родилась из импровизации во время студийной записи 15 марта. Позже в альбом также была включена еще одна инструментальная вещь, «Ambulance Chasing», записанная во время работы над альбомом «Stupid Dream». Барабаны словно из обряда дикого племени, вкрапления безладового баса, ошалелые клавишные, а также соло Тэо Трэвиса на саксофоне, пропущенное через усилитель с эффектом квакушки. Все это сочетается с продолжительным соло Уилсона на слайд-гитаре, которое звучит словно он лезвием срезает струны в стружку. Третий и закрывающий альбом инструментальный трек, «Oceans Have No Memory», это протяжный гитарный монолог в духе альбома группы Fleetwood Mac «Albatross».

Остальные песни на «Recordings» гораздо сильней связаны с двумя предыдущими студийными альбомами группы. Удлиненная версия песни «Even Less», эксклюзивно опубликованная на «Recordings», прежде была разделена на две части. Первая открывает альбом «Stupid Dream» и задает тон всему альбому, состоящему из более лаконичных композиций. Вторая часть, раскидистая интерлюдия прогрессивного рока, была опубликована в качестве бисайда сингла «Stranger by the Minute». Еще на «Recordings» выпущены песни «Disappear» и «In Formaldehyde». Обе изначально были написаны для «Lightbulb Sun», альбома, посвященного теме разваливающихся взаимоотношений.

«Это очень личные песни, но, надеюсь, они универсальны», — говорит Стивен. «Когда мы компоновали альбом «Lightbulb Sun», «In Formaldehyde» показалась нам немного замедленной, а у нас уже была медленная песня на альбоме. Песню «Disappear» я записывал много раз в различных аранжировках. Версия этой песни на «Recordings» была записана во время работы над альбомом «Lightbulb Sun». Но было еще две демо-версии этой песни, которые в конце концов были выпущены синглом на 7-дюймовой пластинке, прилагавшейся в качестве бонуса к первому изданию на виниле концертного альбома «Coma Divine». Первое демо я записал за неделю до того, как мы записали «Coma Divine», а второе – когда вернулись домой с тех концертов. Если вы слушали те версии, то могли услышать, как я бился с ними. Но для «Recordings» я записал упрощенный вариант, и он получился прекрасным!».

Альбом был выпущен в июне 2001 года ограниченным тиражом 20 000 пронумерованных копий. В последующие годы «Recordings» стал весьма востребованным, особенно среди новых поклонников Porcupine Tree, поэтому он был переиздан в 2010 году.

«Этот альбом совсем не похож на «скелет в шкафу»» — заключает Стивен. «Совсем наоборот, думаю, для меня и многих поклонников этот альбом является одним из лучших дисков Porcupine Tree. И хотя он задумывался как разовый ограниченный тираж, теперь этот диск нужно считать важной частью дискографии группы».


Рубрика «Стивен Уилсон рекомендует» - фильм Kill List (Список смертников)

Кто это? После запуска успешных телевизионных комедийных шоу, британский кинорежиссер Бен Уитли занялся производством малобюджетного кино, не боясь смешивать ожесточенное насилие с шутками, от которых смеешься в голос.

Что стоит посмотреть? Уитли был режиссером нашумевших фильмов, вроде Sightseers (Экскурсанты) (2011) – черной комедии о семейной паре на отдыхе, которые становятся серийными убийцами; A Fieldin England (Поле в Англии) (2013) – психологического хоррора, описывающего события, происходящие во время гражданской войны XVII века; и High Rise (Высокий подъем) (2016) – экранизации научно-фантастического рассказа Джеймса Грема Балларда. Но Стивен полагает, что вам стоит начать с фильма 2011 года Kill List (Список смертников).

Что говорит Стивен по этому поводу

В Kill List присутствуют элементы гипер-реализма, присущего режиссерам Майку Ли и Кену Лоачу. Фильм начинается как семейная драма, превращаясь в фильм о жестоком убийце, а заканчивается как оккультный хоррор. В этой непредсказуемой истории о двух убийцах-контрактниках с севера Англии еще много подсюжетов. Каждый раз, когда они убивают кого-нибудь из их списка заказов, потерпевший благодарит их за это заранее, а зритель с чувством жуткого страха постепенно понимает, что за самими героями ленты тоже вели охоту, и они вовлечены в нечто гораздо серьёзное и более зловещие, чем предполагали.

Kill List содержит сцены невероятно реалистичного нестилизованного насилия, и по-настоящему странно заканчивается. Фильм блуждает между повседневным бытом и сюрреализмом, который явно было тяжело снимать. Стиль Уитли пропитан невероятной любовью к истории кинематографа, но также он выходит за границы возможного благодаря своей неповторимости. Он - прекрасный новый талант в мире британского кино.

Вам должно понравиться, если вам нравится… экзистенциальный оккультный хоррор в стиле The Wicker Man (Плетённый Человек), фильмы вроде The Parallax View (Заговор «Паралакс»), или реализм фильма Naked (Обнаженная) Майка Ли.

Аудио эксклюзив

В этой рассылке аудио-эксклюзивом значится красивая аранжировка песни «Drive Home», исполненная молодой швейцарской исполнительницей Донной Зэд, и смикшированная Стивеном Уилсоном. Музыканты:

  • Донна Зэд – рояль
  • Абель Иоффре – скрипка
donna zed

Рубрика «Вопрос от поклонника творчества».

С кем из музыкантов ты бы мечтал поработать вместе, не важно живых или мертвых? – Скотт Кейхилл

Если говорить о тех, музыкантах, которых уже нет с нами, то их список был бы огромен, возможно с Иоганном Себастьяном Бахом?! Но если говорить серьезно, мне очень повезло, что есть возможность поработать с очень многими музыкантами, которыми я восхищаюсь. Людьми, вроде Микаэля Окерфельдта, которого я считаю безмерно одаренным, прекрасным сочинителем, исполнителем и музыкантом. Есть и другие люди, с которыми я годами пытался наладить контакт, но так и не смог договориться о том, чтобы поработать вместе. Лиз Фрейзер из группы Cocteau Twins яркий пример исполнителя, поработать с которой я всегда мечтал. Но вместо этого, мне повезло встретить Нинет Тайеб.

Я бы с удовольствием поработал с Ричардом Д. Джеймсом aka Aphex Twin, он один из моих величайших музыкальных героев, настоящий диссидент. Кроме того, я очень заинтригован появившимися недавно неоклассическими музыкантами, такими как Нильс Фрам, Макс Рихтер и Kreng. Было бы интересно объединить мое сочинительство песен и их классическую музыку, пропитанную электронными примочками. Не имею ни малейшего представления, что бы из этого могло получиться, это один из тех случаев, когда можно лишь попробовать и затем оценить, что получилось. Но если говорить о людях, которыми я восхищаюсь и чьей музыкой интересуюсь в настоящее время, то эти парни сейчас мне интересны больше всего.

Если же говорить об изготовлении ремиксов бэк-каталога как форме сотрудничества с музыкантом, то среди таких музыкантов я больше всего хотел бы поработать с Кейт Буш. За последние года мы обращались к её менеджерам уже несколько раз с просьбой сделать ремиксы её музыки в многоканальном звуке, но успехом всё это пока не увенчалось. Но я всё ещё держу пальцы скрещенными!