Стивен Уилсон, интервью 2010 года

Мы живем во время, когда трудно что-либо утаить. Во время, когда все музыкальное наследие человечества сможет уместиться на кончиках пальцев подростка и все легкодоступно, в открытом доступе, и все секреты раскрыты. Так вот, краут-роковый и спейс-джазовый «домашний» проект Стивена Уилсона — I.E.M. — остается замечательно загадочным. Даже у особо преданных поклонников этот проект вызывает столь же противоречивые чувства, сколь и остается до сих пор блюдцем, полным нераскрытых секретов. С выходом четырехдисковой ретроспективы на Tonefloat Records, содержащей все, что было записано под этим именем, этот пробел наконец-то восполнен. И, после 15 лет молчания, настало время первого официального интервью I.E.M. И как только оно будет окончено, это будет последним интервью I.E.M.


В некотором смысле, I.E.M. это твой наиболее непонятный проект. Почему же ты решил пролить на него свет спустя столько лет?

Думаю, всё, что я выпускал ранее за свою карьеру, представляет всё больший интерес для коллекционеров. Неважно при этом, нравится им этот материал, или нет (смеется). Я не имею в виду только I.E.M., хотя я очень горжусь им. Хотя у меня есть несколько вещей из раннего этапа творчества, которые я был бы рад стереть навсегда. Просто в связи с успехом Porcupine Tree сейчас появилась необходимость сделать этот материал доступным только для того, чтобы оградить людей от его дефицита, раскручиваемого на Еbay. Это не значит, что I.E.M. это проект, который я пытался вычеркнуть из памяти людей, потому что это не так. Но истина, конечно, в том, что я никогда не собирался быть кем-то иным, нежели безвестным. Это было забавно, и первоначально этот проект должен был быть анонимным, никто не должен был узнать, кто это был. Но, конечно, ситуация в конце концов вышла из под контроля. Те альбомы I.E.M. не переиздавались до настоящего времени уже довольно давно. Поэтому я подумал, что нужно воздать этому проекту должное, переиздать его правильно и хорошо упаковать.

Какими были исторические предпосылки для дебюта I.E.M.?

Когда был выпущен первый альбом - был 1996 год. Вернулась мода на краут-рок, то тут, то там упоминали названия Neu! и Can, и рассказывали, насколько их музыка повлияла на людей. И я тоже был в их числе! В смысле, я рос на большом количестве подобной музыки. Поэтому мне хотелось свою собственную маленькую краут-рок-обитель или стилизацию. И идея заключалась в выпуске только одного альбома, как будто записанного группой из 70-х, чтобы выпустить его тиражом в 500 копий, а затем исчезнуть.

Как эти альбомы были спродюсированы?

Первый альбом я спродюсировал сам, используя драм-машины с партиями ударных, которые вычленил из других записей, сделанных мной ранее. У меня были ударные, на них я наложил бас, а затем импровизировал на гитаре вокруг этого ритма, а затем и на клавишных. Так что можно сказать, это просто импровизация с наложением. Что означает, что ничего не писалось или планировалось [для альбома]. Для нескольких последующих альбомов я, правда, собрал группу. «Arcadia Son» и «Have Come For Your Children» были основаны на импровизациях этой группы. У меня был барабанщик Марк Симнетт, Колин из Porcupine Tree был на басу, еще был Джефф Ли, флейтист. И мы вчетвером немного импровизировали на этих альбомах. Но затем было много пост-продакшн и редактуры.
Но возвращаясь к твоему вопросу о том, как я работал и продюсировал эти альбомы - очень быстро. Не было альбома, на который я потратил бы больше времени, чем несколько дней. Так что корректировка была отброшена, как было и в случае с большей частью классического краута тоже. Он (краут) находится на точке пересечения импровизации и вдохновения. И в случае с I.E.M. всё так же. Не для всего находится вдохновение, не всё из этого срабатывало, но если вовлекаешься в запись музыки подобного рода, думаю, то очаровываешься своими ошибками так же, как другие - успехами. Если слушаешь группы Faust или Can, то слышишь как массу неудач, так и массу хитов.

Ты упоминал Sun Ra в качестве вдохновителя для I.E.M. Что именно вызвало твой интерес в нем и его аrkestra?

Чувство инаковости, которое присуще его музыке. Она почти примитивна в том смысле, что это не та музыка, которая подчеркивает музыкальность. Она, в основном, не подчеркивает качество записи. Не секрет, что некоторые его альбомы фактически были скомпонованы из репетиционных записей. И мне такое нравится, у такого подхода много общего с краут-роком. Ранние альбомы Can — это просто записанная на стерео игра группы, затем отредактированная для придания музыке структуры. И еще, что мне нравится в Sun Ra, это как он соединял джаз с этими космическими элементами. Все это очень «халтурно», но мне очень нравилась эта музыка и я попытался воспроизвести ее в I.E.M., насколько смог.

В каком смысле I.E.M. прямо или косвенно повлиял на другие твои проекты?

По правде не знаю, повлиял ли. На самом деле, самое смешное, я бы сказал, что наоборот. Самые ранние записи Porcupine Tree очень схожи с I.E.M. и с тех пор, как группа все больше и больше обрастала структурой и сочинительством песен, и отталкивалась от своих корней, I.E.M. захватил на некоторое время ту сторону моей личности. Не забывай, что Porcupine Tree начинались как стилизация и трибьют психоделической и спейс-музыке, основываясь на большом количестве импровизаций. Большая часть тех записей была сделана не более чем за несколько часов, записывалась с очень небольшой концепцией прямо на ленту всеми подручными средствами, некоторые из которых были из разряда lo-fi. Те пленки затем стирались и выбрасывались, у меня не было возможности восстановить их и ремикшировать те ранние записи. Я был практически музыкальным засранцем. Это был весьма игровой процесс, очень в духе DIY, и думаю, I.E.M. стал почти продолжением этой философии.

Я процитирую форум Porcupine Tree: «Вполне возможно, что успех альбома «Insurgentes» показал Стивену, что ему больше не нужно обращаться к своим экспериментальным сайд-проектам, и что он вправе включать эти эксперименты в свои сольные альбомы, или еще лучше, в Porcupine Tree.» Ты согласен с этим?

Ну, это зависит от того, на что ты намекаешь. Porcupine Tree это группа и, по определению, группа — это сумма ее участников. Существует несколько вещей, которые я не могу принести в Porcupine Tree и рассчитывать на то, что другие участники будут с этим работать. Аналогично, у каждого из них есть материал, который они не могут принести мне. Знаю, найдутся люди, которые заявят, что Porcupine Tree больше не экспериментируют, но причина этого в том, что та точка, в которой мы пересекаемся, составляет звучание группы — и это обязательно сумма того, что нам нравится. С сольным альбомом «Insurgents» я был волен работать с большой частью такого материала, которому не нашлось бы применения в группе. Я был волен быть гораздо более эклектичным, волен показать экспериментальную сторону своей личности. И да, это правда, что, вероятно, прослеживается связь между ранними альбомами Porcupine Tree, которые были сольными, через I.E.M., через Bass Communion к «Insurgentes», в котором впервые я соединил в одном песенном альбоме все свои музыкальные предпочтения. Этот аспект очень важен: ты слышишь отголоски всех этих экспериментальных записей, но у этих песен есть и [своя] структура.

Но будет ли правдой сказать, что тебе больше не нужна специальная площадка для реализации этих импровизационных экспериментальных идей?

Не думаю. В смысле, I.E.M. уже вырос в нечто самостоятельное, Влияние музыки Sun Ra было очевидно, но, возможно, не меньшее влияние оказали и Тэо Масеро, и Майлз Дэвис. Но думаю, большая часть этой экспериментальной музыки поглощена моим сольным проектом, а также проектом Bass Communion. Думаю, последний перехватил у I.E.M. титул наиболее важного экспериментального соло-проекта, и полагаю, я видел гораздо больше перспектив в Bass Communion нежели в I.E.M. Думаю, к тому моменту я завершил I.E.M. Я осознал, что вокруг большое количество людей, которые играли эту музыку в разы лучше, потому что я не уделял достаточного времени или не был предрасположен полностью посвятить себя этому проекту. Было целое направление пост-рока, группы вроде Tortoise. Но я допускаю к этому перечню I.E.M., потому что он был сделан в духе веселья, он никогда не станет чем-то существенным в моей карьере. Так могло бы быть, но этот проект существовал для меня только во время работы над ним. Это просто любопытный факт моей биографии.

Бокс-сет включает в себя абсолютно всё, когда-то спродюсированое для I.E.M.?

В значительной мере да. Как и во всём, были забракованные вещи, несколько треков не получилось. По тем причинам, что я забраковал их в свое время, я забраковал их и теперь. Полагаю, они никогда не будут изданы. Для любых целей и намерений это полное собрание музыки I.E.M., которое только возможно. Хотя у него нет официального названия, я назвал этот бокс-сет «Весь I.E.M». И это действительно так.

Интервью провёл Тобиас Фишер