Пресса

Стивен Уилсон AKA Bass Communion: интервью 2004 года - «В погоне за призраками в темноте»

«В погоне за призраками в темноте»


Большинство поклонников Стивена Уилсона знают, или лучше сказать, неизбежно сталкиваются с тем достоверным фактом, что он начал свою профессиональную карьеру почти двадцать два года назад скорее неудачно, когда он и его друг Саймон Уокингс начали сочинять примитивные записи электронного нойза и выпускать их на кассете, спрятавшись за названием Altamont. Эти записи были вдохновлены несколькими на тот момент любимыми музыкантами для Стивена и Саймона; пионеры электронной музыки Tangerine Dream были среди оказавших на них наибольшее влияние. Тем не менее, Клаус Шульце, Конрад Шнитцлер и экспериментальные краут-рок группы как Neu!, Can, и Faust также сильно повлияли на ранние записи дуэта.
Держу пари, что если вы читаете сейчас эту статью, вы серьезный поклонник множества проектов Стивена Уилсона, наиболее выдающимся из которых на сегодняшний день является Porcupine Tree. Я также бьюсь об заклад, что многие из вас также большие поклонники его совместной работы с Тимом Боунессом в эзотерическом дуэте No-Man, и вероятнее всего даже знакомы с данью уважения Стивена к увлечениям в молодости краут-роком и психоделией, вылившимся в, можно сказать, самостоятельный проект I.E.M. Как ни странно, но если вы спросите самого Стивена, какой из его музыкальных альтер-эго ему ближе всего, то он не назовет ни один из перечисленных проектов! Потому что текстурная и эмбиентная электронная музыка, которую он создает в Bass Communion наиболее близка и дорога его сердцу.
Как преданный знаток творчества Стивена Уилсона, я увлекся абсолютной красотой, которую услышал в музыке, созданной в Bass Communion, когда купил одноименный дебютный альбом летом 2001 года. Я немедленно проникся музыкой до глубины души, хотя и не мог точно сказать почему. Все, что мне было известно, это осознание, что Bass Communion разговаривал со мной, и чем больше я слушал, тем больше прослушивание Bass Communion становилось частью моего повседневного времяпровождения.
Добро пожаловать на территорию Bass Communion, где зловещий монолитный дроун и мрачные циклические ритмические волны звука медленно развиваются, конвертируются, а затем рассеиваются в пустой пропасти космоса. Где нечеткие следы леденящих душу мелодий наслаиваются и бесконечно переливаются в разные неземные звуковые полотна, заполняя каждую щель и трещину в твоей комнате, и в твоей голове.
Прослушивание музыки Bass Communion это очень часто интенсивное душевное, физическое и эмоциональное исцеление, и я решил, что должен выяснить, что сделало BC таким особенным проектом для меня и многих других поклонников Стивена Уилсона. Я не подозревал, что когда обратился к Стивену с просьбой провести интервью, посвященное полностью Bass Сommunion, это был первый раз, когда он вообще разговаривал с кем-либо о BC в «официальном» формате интервью! Представьте, в какой восторг я пришел, когда узнал об этом, но довольно моих размышлений, пора перейти к интервью…


Привет, Стивен, большое спасибо, что согласился дать эксклюзивное интервью для Carbon Nation!

Мое почтение, Джефф.

Мне хотелось сделать кое-что особенное и поговорить с тобой о Bass Communion, так как обычно ты даешь интервью для прессы о Porcupine Tree, и все же ты выпускаешь, точнее выпустил новый альбом Bass Communion «Ghosts on Magnetic Tape» на прошлой неделе. Давай же начнем с самого начала и вернемся в прошлое, расскажи, если сможешь вспомнить, про первый полноценный трек Bass Communion, который ты записал, и опиши вкратце, как и когда Bass Communion начался для тебя?

Окей, все было немного сложней, чем ты описал. Тут сложно материализовывать, потому что в некотором смысле я создавал музыку Bass Communion раньше, чем любую другую. Я не знаю, есть ли у тебя экземпляр винил-альбома, который я выпустил несколько лет назад под названием Altamont…

Это был следующий мой вопрос и я надеялся на то, что ты коснешься этой темы… Является ли BC по части концепции как проект преемником старых инструментальных экспериментов Altamont? Был ли BC естественным зрелым творческим ростом экспериментальной стороны Стивена Уилсона?

Да, очень, у меня очень-очень давно появился интерес к электронной, эмбиентной, текстурной музыке, задолго до выпуска собственных записей. В смысле, я могу определить дату, мое увлечение началось еще в юношестве, когда я увлекся краут-роком и германской экспериментальной музыкой 70-х. Я имею в виду Tangerine Dream, Клауса Шульце, Конрада Шнитцлера, которые создавали очень странную электронную музыку, и эта музыка всегда была частью меня, моего музыкального мира и вдохновения, поскольку я слушал ее чересчур много, и до сих пор слушаю. Поэтому было только вопросом времени начало работы над проектом, основанным на вдохновении от той музыки. Думаю, катализатором для запуска Bass Communion было появление в 90-х целой волны музыки, вдохновленной музыкой 70-х. Видя примеры таких исполнителей, я набрался смелости для создания такой музыки самому. Они были не совсем популярными, чтобы легко можно было их обнаружить; не знаю, пересекался ли ты с творчеством Пола Шульца, но я знаю, что тебе знакомо имя Biosphere?

Я люблю Biosphere.

Да, такие люди стояли у истоков очень мрачной, экспериментальной, эмбиентно-ориентированной электронной музыки, я открывал их для себя, и это вернуло мой интерес к работе в этих жанрах, что, конечно, я уже делал в юношестве, создавая музыку Altamont.

Когда ты записывал музыку Altamont, ты предпочитал четырехполосную запись с использованием наложений, и т.д.?

Нет, верь или не верь, но все было записано вживую; у нас вообще не было возможности делать мультитрековую запись! В смысле, я и этот парень Саймон, который жил ниже по улице и у которого был старый аналоговый синтезатор, просто устанавливали настройки и записывали все прямо на кассеты. Это все, что мы тогда могли, мы же были очень молоды и еще ходили в школу, и, таким образом, мы просто выражали себя в то время, основываясь на впечатлениях от странной краут-роковой экспериментальной электроники.

Музыке Neu!, Can и Faust?

Да, но как я уже сказал, хотя мы слушали все эти группы, но гораздо большее влияние на нас оказали Tangerine Dream, Клаус Шульце или сугубо электронная музыка, и вернувшись к этим увлечениям в 90-е, лучше выучив приемы того, как записывать музыку и имея возможность мультитрековой записи и тому подобного, я был готов к созданию нового материала, опираясь на то, чем я был изначально вдохновлен, вот и всё, о чём был Bass Communion. Это, конечно, относится ко всем моим проектам, все мои проекты это любимое дело, но этот проект – самое мое любимое занятие.

Я рассматриваю BC как текстурное музыкальное полотно, которое рождает воспоминания о ментальных образах, и важным в прослушивании BC (здесь я отвлекся и начал размышлять о различных психологических образах отдельных треков, которые рисовало мое воображение, и думаю, что Стивен ненадолго задремал – прим. интервьюера) для меня всегда было погружение в саму природу музыки. Есть ли у тебя четкая картинка в голове, когда ты начинаешь конструировать трек Bass Communion? Ты настраиваешься на обязательный эффект от музыку у слушателя, или тебе больше интересно создавать музыку, а затем слушать мнения людей о том, что они услышали, или почувствовали от услышанного?

Сказать по правде, это больше инстинктивная реакция на источник звука. Каждый трек Bass Communion основан на одном источнике звука. Чаще всего я отмечаю, что мне интересней брать за основу конкретный звук и это почти как решить проблему. Если у меня есть звук, то будет ли проблемой создать музыкальную композицию из этого кусочка звука? Например, для нового альбома я собирал звуковой материал из старых пластинок на 78 оборотов в минуту, которые нашел на чердаке отца. Я слушал эти пластинки, но не имел возможности воспроизвести их на нужной скорости, я проигрывал их на 45 оборотах в минуту, поэтому все, что я слышал, с трудом можно было бы назвать музыкой, это было больше похоже на полный шум и потрескивания записи, потому что пластинки были очень старые и затертые, и эти потрескивания и этот немного призрачный звук музыки, пробивающийся через потрескивания, создал определенные музыкальные полотна в моей голове. Это было почти такое чувство, будто через этот шум со мной пытался связаться призрак умершего, что подарило мне концепцию для альбома о призраках, пытающихся связаться с миром живых посредством записанной музыки. Так что это записи, которые я собрал, можно сказать, что 80% музыкального материала нового альбома пришло оттуда. Сложно поверить в это при прослушивании, потому что эти записи с трудом соотносятся с описанным мной выше, но большая часть материала на альбоме это различные обработанные версии тех потрескиваний и…

По сути ты нашел источник для альбома, с которым ты манипулировал посредством фильтрации и обработки?

Абсолютно верно, и для меня красота звука, или сила звука, или в некотором смысле спиритическая или одушевленная составляющая звука будут основой происхождения музыки Bass Communion. Это не так просто как писать стихи и создавать на их основе музыку, словно у меня есть какое-то представление об этом. Но в основе Bass Communion всегда есть что-то, что вдохновляет меня и дает мне импульс к созданию музыки из этого. Если вернуться к одному из самых первых треков Bass Communion «Drugged», то он почти полностью создан из наложения, обработки и мультитрекинга одного и того же сэмпла Роберта Фриппа много-много раз; и из этого кусочка я собрал двадцатипятиминутный трек «Drugged», потому что сам по себе звук, изначальный кусочек музыкального материала, был столь вдохновляющим… думаю, главное в Bass Communion это поиски основы акустического или электронного материала, который столь вдохновляет, что может сам сформировать музыкальный материал для композиции, что-то, чем можно просто заполнить комнату с помощью атмосферности или текстурности, которые сформировались во времени и пространстве за продолжительное время…

Хотя это и прозвучит странно, но нет ли религиозного смысла в том, чтобы поймать источник звука, который ведет тебя в определенном направлении и указывает путь?

Да. Я отметил, что иногда люди видят мою коллекцию альбомов и немного нервничают, потому что в моей коллекции есть записи, которые с трудом можно было бы назвать «музыкой». У меня есть различные записи звуков, от шума дождя до шума электрических заграждений, что можно назвать одной из наиболее причудливых записей в моей коллекции, один парень даже всерьёз собирал записи шумов электрических заграждений, и люди считают меня сумасшедшим, когда натыкаются на такие записи в моей коллекции, но я всегда сильно вдохновлялся простой красотой и музыкой, которая окружает нас каждый день, музыкой [заложенной] в звуках жизни. Конечно же, весь вопрос в том, как появляется музыка и как ты понимаешь, что запись шума дождя может быть музыкой?

Ну, конечно же да…

Ну, для меня может и я полагаю, Bass Communion это один шаг вперед [от этого шума], это звуковой фрагмент, которому присуща красота, и это может быть что-то из шумов нашего мира, или он может быть исполнен кем-то, вроде Роберта Фриппа или Тэо Трэвиса, и на его основе я ищу способы заполнить временной промежуток в, не знаю, десять, пятнадцать, двадцать минут, и создать нечто музыкальное, но в то же время сохранившее красоту, силу и душевность оригинального фрагмента, но не портящее или разрушающее его.

Думаю, это самое интересное, что есть в BC, поскольку ты используешь столь много естественных звуковых элементов, что позволяет музыке оставаться органичной. Мне кажется, что ты намеренно отстраняешься от использования программного обеспечения, что упростило бы критикам или поклонникам задачу отнесения BC к стандартному эмбиент, электронике, техно, хаус, или какому-то другому поджанру. BC в чистом виде остается экспериментальной музыкой для тебя, правильно?

Да, я полностью осознаю факт того, что Bass Communion не.... хотя его можно отнести и к электронной музыке, неоспоримым фактом является то, что несколько прекраснейших звуковых моментов было позаимствовано из электронной музыки, либо они полностью были сыграны на акустических, или аналоговых инструментах, или исполнены живыми музыкантами, так что в контексте всего твоего вопроса о том, электронная это музыка, или нет, это на самом деле немного спорный вопрос. Но я допускаю, что впечатление, будто музыка электронная создается из-за того, что музыка проходит обработку, она становится многоуровневой и текстурной. Я очень во многом полагаюсь на жесткий диск и цифровые технологии, но самым важным для меня остается присутствие того первоначального звука, что поддерживаются акустические свойства исходного звука, вот в такие моменты мои сердце и душа живут в согласии.

Продолжая эту тему, мог бы ты предположить, что BC получит свободу в работе с более традиционным IDM или чем-то вдохновленным стилем глитч, как, скажем, Aphex Twin, или Autechre, или BC всегда будет оставаться для тебя органичным, эмбиентным, экспериментальным проектом?

Ну, сложно сказать, я бы никогда не говорил никогда, потому что BC даже за те несколько лет, что я работаю с этим проектом, претерпел большие изменения, и я знаю, что ты пока еще не слышал новый альбом, но когда ты его послушаешь, то поймешь, что произошло определенное развитие в совершенно другом стиле. Этот альбом очень мрачный, по сравнению с предыдущими двумя или тремя…

Как может он быть еще более мрачным в сравнении с только что выпущенным совместным альбомом с Коуклафом и Поттером?

Ну, они записаны в схожем стиле, но новый альбом более мрачный и даже более спектральный, чем коллаборация. Ты слушал её, в смысле, всё это основано на особенной концепции, актуальной только для этого альбома, и BC, например, не обязательно продолжит работать в таком ключе и дальше. Как ты знаешь, я большой фанат всего семейства исполнителей под крылом Warp Records - Autechre, Aphex Twin, Plaid, я всех их считаю изумительными и могу сказать, что временами сам работал в этом жанре, потому что очень люблю эту музыку. Но я считаю, одна идея используется только однажды, и вот что я не хотел бы делать, так это чувствовать, что не смог бы сделать что-то совершенно иное, или не смог бы выкроить свою собственную нишу в конкретном жанре. Хотя я пытался записывать более традиционные ритмичные IDM треки, эти парни вроде Autechre и Aphex Twin уже с блеском охватили такое большое количество разных [музыкальных] идей, что мои эксперименты звучат как стилизации и выглядят совсем бледно в сравнении с ними (некоторые из экспериментальных треков SW в ритмической электронной музыке были впоследствии изданы на CD «Unreleased Electronic Music» - прим. автора). Тем не менее, я считаю, что так как я работаю уже продолжительное время в более эмбиентном ключе, то уже сформировал свое собственное звучание и стиль, и занял свою собственную нишу в жанре. Думаю, альбомы Bass Communion звучат так, как не звучит никто другой. Я использовал немного записанной электронной музыки, и могу сказать, что не считаю, что выхожу за определенные рамки, для меня всегда это вызывало серьёзной интерес не только с Bass Communion, но с Porcupine Tree, No-Man, I.E.M., всеми проектами. Я не был бы счастлив, выпустив альбом любого из этих проектов, если бы чувствовал… в смысле, на всех музыкантов что-то оказывает влияние, и, конечно, можно услышать это в записях время от времени, но я никогда не захочу выпустить альбом, если почувствую, что он просто…

Повторение?

Да, результат этих влияний, или просто что-то, не превзошедшее их. И могу сказать, что моя электронная музыка, возможно, не превзошла ту музыку, которая меня вдохновляла. И потом снова, если я провел много времени, работая над чем-то, в конечном счете, я хотел бы развития своего звучания и стиля, в котором уверен, но думаю, я уже получил достаточно на этом поприще …(Хихикает)

Да, нужно совсем немного? (Смеется)

Да, у меня просто нет времени уделять внимание уже проработанному материалу, и хотя я люблю это слушать, но не ощущаю жгучего энтузиазма создавать музыку в этом конкретном жанре. Это просто еще одна идея, которую я хотел бы добавить. Очень часто я обнаруживаю, что если работаю над музыкальной композицией где-то вдоль ритма, то беру ритм, и отдаю ему предпочтение. Такое происходит очень часто, когда я вычленяю ритмический элемент. Многие из треков Bass Communion создавались вначале наполненные ритмом гораздо больше, чем к окончанию работы над ними, но это естественный процесс, когда я исключаю ритм и пульсирование, и оставляю только это «звучание». Полагаю, это еще один возврат к чистоте звучания, когда остается только звук дыхания и он наполняет комнату.

Хорошо, по сути получается происходит обогащение [записи] при урезании ее элементов?

Да, это естественный процесс отбрасывания ненужного и сведения всего к минимуму...

Окей, пока я еще не послушал «Ghosts on Magnetic Tape», хотя считаю, что ты уже прекрасно и в подробностях мне его описал, скажи мне: ты ранее сделал заявление, что собственно, этот альбом самая зрелая и полноценная запись, которую ты когда-либо выпускал …

Я не говорил «самая», я сказал, что точно одна из таких записей, да…

Окей, моя ошибка…

Если бы мне пришлось выбирать из моих альбомов пять любимых, то я назвал бы этот альбом одним из них, это точно.

Почему так? Почему этот альбом дает тебе чувство такого глубокого удовлетворения?

С ним что-то связано, с этой записью связано какое-то светлое чувство, которое я, полагаю, испытывал во время работы с Bass Communion и когда наконец-то добился результата. Я не хочу, чтобы люди подумали, что этот альбом в чем-то лучше или хуже других, но лично для меня в этой записи есть что-то светлое и одухотворенное, к тому же это весьма жутковатая запись, и что мне в ней нравится и чего я не достиг на предыдущих альбомах это то, что в этот раз я вырезал из альбома то, что можно назвать, хмм, красивым. Думаю, на предыдущих альбомах Bass Communion присутствовал относительно привлекательный элемент, который не обязательно… Как я могу его использовать? В некотором смысле казалось, что с двумя первыми альбомами Bass Communion мне не хватало смелости записать то, что я хотел. Приведу пример. На CD-R альбоме, выпущенном на Burning Shed [или Bass Communion III – прим. stupidmax.] был трек «Amphead».

Да, кстати, это мой любимый трек BC…

Отлично, мой тоже, я люблю этот трек, но у меня не хватило смелости издать его на втором альбоме Bass Communion, потому что я считал так – я не могу добавить на этот альбом четырнадцатиминутный дроун. Потому что по своей сути это просто трек отфильтрованного нойза, четырнадцать минут достойного белого нойза …

Ну, ты только что снял мой последний заготовленный для интервью вопрос, потому что я хотел спросить о подробностях создания этого трека... (смеется).

Ну, все было немного сложнее, чем кажется, поскольку фильтрация была чрезвычайно сложной. Основой трека было всего лишь шипение при включении электрогитары. Я записал этот нойз и затем настроил невероятно сложный набор фильтров для создания трека, и когда закончил работу над ним, то подумал, что это одна из лучших вещей, которую я когда-либо делал. Но что-то остановило меня от включения этого трека в альбом, может мысли о том, что, вероятно, поклонники Porcupine Tree, или No-Man не поняли бы, почему Стивен Уилсон выпустил четырнадцатиминутную композицию с обработанным белым нойзом! Поэтому мне понадобилось три или четыре альбома, чтобы теперь осознать, что я в полном праве думать только о своих собственных намерениях касательно Bass Communion, на этом альбоме есть несколько очень минималистичных моментов, которые я, возможно, не смог бы опубликовать в прошлом… В смысле, иногда меня спрашивают, думаю ли я о поклонниках, когда записываю альбомы. И я всегда отвечаю: «Нет, я записываю музыку для себя», - или Porcupine Tree всегда записывают альбомы, которые нравятся нам самим, но по некоторым параметрам это не совсем правда, потому что ты всегда находишься под давлением своих поклонников. А с Bass Communion, поскольку этот проект особенный для меня, я бы совсем не хотел сразу опубликовывать материал, который убил бы проект, если ты понимаешь, о чем я…

Да, вполне, этот проект почти как твое дитя…

Действительно так, я очень переживал, когда инициировал выпуск первого альбома Bass Communion, поскольку думал, что поклонники Porcupine Tree возненавидят его, совсем не поймут его, и могу сказать, что глубоко ошибался на сей счет. Конечно, есть те, кому он пришелся не по вкусу, но они быстро поняли, что это не для них и не стали покупать последующие записи, но также нашлись люди, оценившие его, и теперь выпустив третий, четвертый альбомы я чувствую себя более уверенным относительно Bass Communion как сформировавшегося стилистически [проекта]. Я не испытываю боязни похоронить проект, потому что чувствую поддержку со стороны слушателей этой стороны моей музыкальной личности.

Точно!

Люди с подобным твоему мнением придают мне больше уверенности в создании такого альбома («Ghosts»), который лично для меня является знаковым заявлением Bass Communion, и если тебе нравится «Amphead», думаю, ты полюбишь этот альбом!

«Amphead» это один из тех треков, которые я слушал снова и снова, и я клянусь, что могу услышать тридцать миллионов различий в треке с каждым новым прослушиванием, этот трек очень подавляюще действует на слух. Если я ставил «Amphead» большинству своих друзей, то они, как правило, возмущались услышанным. А я парировал: «Точно!», - но ты знаешь, насколько прекрасен этот трек…

Да, похоже все так и есть, для большинства людей музыка это не музыка, если в ней нет всего привычного: ритма, мелодии, гармонии, но очень часто та музыка, которую я люблю, не содержит одного или нескольких из перечисленных элементов, но при этом выглядит полноценной. Это может быть просто звук или текстура, что-то ритмическое без мелодии, и, конечно, это образ мышления, присущий Западу, что если в музыке не заложена традиционная поп-структура, или основу в ней не составляет мелодия, то это не может быть правильной музыкой. 90% мировой музыки не имеет в себе мелодии, большая часть музыки Ближнего Востока, или особенно Африки, основана на ритме и не содержит никакой мелодии, а у кого-то вроде Bass Communion совершенно другой подход к музыке. Это музыка без ритма, без мелодии, это музыка, существующая исключительно как текстура или звук, но она не менее музыкальна при этом. Трудно же представить, что кто-то будет считать себя радикалом, если купит новый альбом Coldplay. Это столь же экспериментально, как и их музыка. Не желая уподобляться таким людям, нужно учиться слушать музыку иначе, чтобы научиться ценить кого-то вроде BC…

Да, и зная тебя уже на протяжении нескольких лет, могу сказать, что я, как и большинство твоих поклонников, очень внимательно слежу за твоими плей-листами, и, тяжело говорить, но из-за твоих плей-листов я уже потратил огромную сумму денег (смеется) …

Прости за весь тот шлак, который заставляю тебя покупать (смеется).

Bass Communion по сути самодостаточный проект...

Точно!

До выпуска ремиксового проекта, вышедшего в апреле, и совместной работы с Джонатаном Колклафом и Колином Поттером, единственным музыкантом, реально работавшим с тобой над ВС был Тэо (Трэвис). Будет ли правильным сказать, что BC по сути это проводник идей или проект для души, в котором ты полностью погружаешься в этот стиль [музыки] и можешь не оглядываться на PT и No-Man? Рискну предположить, что PT и No-Man это самые «коммерческие» проекты в твоем пантеоне, но является ли Bass Communion тем проектом, на котором ты сфокусирован и проводишь большую часть времени с целью самосовершенствования?

Ну, вообще-то могу сказать, что я трачу на этот проект не так много времени. В смысле, работать над этим проектом невероятно приятно, но большая часть музыки Bass Communion создается в свободное от других обязательств время. Когда я создаю эту музыку, я расслабляюсь, все происходит естественно, без давления извне, без мыслей, вроде: «Боже, мне срочно нужны десять песен, потому что в следующем месяце мы начинаем записывать в студии новый альбом», - ничего такого. Я не должен отчитываться за содержание, коммерческую или другие составляющие, потому что это наименее коммерчески жизнеспособный проект, над которым я когда-либо работал. Все это освобождает меня от любой из проблем, которые могут повлиять на чистоту музыки и всевозможные замыслы относительно музыки…

И тебя вдохновляет отсутствие давления извне?

Абсолютно, кроме мыслей о том, как долго я хочу, чтобы звучал, например, этот трек; хочу ли я, чтобы он был на всю длительность звучания CD, или если я хочу, чтобы он имел хронометраж десять минут, или минуту, или сколько-то еще, то это даже не вопрос. Это чисто творческий процесс, и любое решение принимается только для моего собственного удовольствия. Важно отметить, что очень часто альбомы Bass Communion не задумывались как альбомы, а как вещи для прослушивания для моего собственного удовольствия. «Ghosts on Magnetic Tape»… Я, на самом деле, в один прекрасный момент сказал моему другу, что не собираюсь выпускать этот альбом, хотя и считаю, что это одна из лучших записей, которую я когда-либо создавал, но я не думаю, что хочу пускать всё на самотек… мой друг это вообще-то Дирк из… Ты знаешь Vidna Obmana? Бельгийский эмбиентный музыкант?

О да, конечно, ты «познакомил» меня с ним, поэтому сейчас я веду охоту за его бэк-каталогом…

Он потрясающий музыкант, и я давал ему послушать этот альбом со словами, что не уверен, стоит ли издавать такой материал, потому что он дался мне очень легко и был сделан не иначе, кроме как для собственного удовольствия, а он ответил: «Слушай, тебе стоит выпустить этот альбом, потому что это отличная запись», - поэтому… Его слова не очень меня воодушевили, и втайне я надеялся, что он скажет так в любом случае, поэтому да, этот альбом появился не из-за чего, кроме как моей любви к созданию музыки, и я не проводил огромное количество времени, корпея над ним, как раз наоборот, потому что некоторые элементы появлялись очень быстро. Очень часто эти элементы имеют очень тонкие грани в том смысле, что они могут или сработать, или не сработать на основе очень мелких незаметных изменений, поэтому в таком отношении они очень хрупкие, и очень часто я создам композицию очень быстро и проведу два или три месяца очень, очень тонко оттачивая её с помощью смены балансов, или фильтруя что-то очень незначительно, до тех пор, пока не буду полностью доволен результатом. Весь этот процесс очень органичен, естественен, без давления извне.

Укладываемся ли мы по времени? Я прошу меня простить, если задаю вопросы вокруг да около, пытаясь охватить всё понемногу…

Нет, все в порядке. Должен сказать, что никогда ранее не обсуждал Bass Communion детально, так что это первый раз, когда мне приходится озвучивать определенные вещи и это на самом деле нелегко дается, но это нормально…

Нет, мне кажется, у тебя отлично получается, и думаю ты удивишься, узнав как много людей очень хотело бы узнать об этом проекте поподробнее! Думаю, поклонников у проекта больше, чем ты можешь представить. Сегодня днем я просматривал несколько веб-сайтов дарк-эмбиент тематики, чтобы собрать немного информации для интервью, и был удивлен найти несколько обзоров на BC на некоторых очень малоизвестных сайтах, и новый коллабарационный проект (Continuum) получил высокие оценки на одном известном сайте, который я нашел в процессе поиска, ведь считанное количество исполнителей записывает такого рода музыку хорошо, и BC один из них. Возвращаемся к вопросам! Ты проводишь много времени, редактируя, прежде чем поймешь, что трек Bass Communion достоин увидеть свет? Выше ты упомянул о том, что можешь провести месяцы, доделывая запись. Это твой нормальный процесс работы, или как?

Вполне, как я уже упомянул в ответе на предыдущий вопрос. Думаю, каждый трек это загадка с поиском для ее решения нужных ключей. Это почти как собирать паззл. Находить правильную комбинацию звуков, принимать что-то вроде правильного баланса, очень тонкую грань, поэтому очень часто мне удается соединить звуковые фрагменты воедино очень быстро и даже немного грубо, но затем я добавляю ноту там, или удаляю в другом месте, меняю местами текстуры, донастраиваю, да, это может занять много времени. Но редактируя, я не ставлю себе определенный срок на это, я инстинктивно понимаю, как долго этот трек стоит слушать. И опять, это очень снисходительные решения. Если я решил, что доволен звучанием и хочу слушать его около десяти минут, то я так и делаю. А кому-то станет скучно уже через тридцать секунд, не знаю…

Будет ли правильным утверждение, что ты не сидишь и не сочиняешь музыку исключительно для Bass Communion, эти треки просто рождаются?

В смысле, я осознаю, когда работаю над треком Bass Communion…

Позволь перефразировать этот вопрос. Они (треки Bass Communion) не рождаются из барахла от PT, No-Man, или даже I.E.M., потому что это более традиционные способы сочинения аранжировок, правильно?

Нет, не так, если только происходит что-нибудь подобное, то это происходит по противоположному сценарию. Иногда текстуры, используемые для Bass Communion, в конечном итоге отправляются на переработку, но не перерабатываются, а используются повторно или повторно вшиваются, если хочешь, в контекст песен в других моих проектах.

Как фрагменты «Drugged» в «Together We’re Stranger»?

Точно.

Дульцимер в «Lips of Ashes».

Да, точно, можно приводить и другие примеры. А текстура в «16 Second Swarm» была использована в «Russia on Ice».

Забавно, но твои закоренелые фанаты всегда играют в игру по поиску таких образцов. Например, откуда Стивен взял этот сэмпл (смеется), но очевидно, что нашедший параллели точно является преданным фанатом всех твоих проектов. Нужно быть подкованным в вопросе и увлекаться твоими проектами долгое время, чтобы услышать взаимосвязь [между треками]…

Да, ты знаешь, что ни один из моих проектов не замкнут только на себе. Некоторые идеи и звуки временами возникают в различных проектах. Есть последовательность аккордов, которая использовалась и в No-Man, и в Porcupine Tree, партии ударных в альбомах I.E.M. использовались и на альбомах PT, так что это почти перекрестное опыление всех моих проектов. Некоторые песни Blackfield изначально были написаны для Porcupine Tree, для меня это всё как часть музыкальной ретроспективы, если хочешь. Френк Заппа работал в похожем ключе, он писал основную мелодию для классической пьесы и затем мог использовать ее в своих рок-альбомах, поэтому все это можно оценивать как детали одной общей картины…

Я не критикую, Стивен, просто сам будучи гитаристом обнаружил, что часто пишу песню, и затем вспоминаю, что она не очень-то отличается от того, что я уже написал чуть раньше, то есть получается, что я перефразировал несколько тех идей, думаю, такой подход к использованию того, с чем ты уже знаком, характерен для человека в принципе…

Да, каждый музыкант это личность, имеющая тенденцию к использованию схожих гармоний, схожих мелодий, схожих…

Комфортных условий?

Да. В смысле, если у тебя не было тенденции к небольшому повторению себя, ты не станешь музыкальной личностью. Если ты в чем-то себя не повторил, то как люди смогут понять твой стиль и звучание? Конечно, меня тянет использовать те же звуки и технологии, те же аккорды и гармонические конструкции. Мы пытаемся не полностью повторить себя, но, в каком-то смысле, постоянно развиваемся и меняемся, используя свой накопленный и наработанный опыт, всегда стараясь дополнить и расширить его. Но опыт всегда всё равно есть…

Но есть столь большое количество аккордов и последовательностей нот, которые ты также можешь использовать…

Точно, и Bass Communion освобождает меня от использования старых аккордов, старых мелодий, потому что в нем нет аккордов и отличительных мелодий. Всё сосредоточено в звуке. Однако, даже в Bass Communion, очевидно, есть некий звук или комбинация текстур, которая привлекает меня и составляет уникальную музыкальность Bass Communion. Я не осознаю этого, когда работаю, но, в то же время я осознаю, что «это» и есть мои особые предпочтения, они наполняют музыку и делают звук таким, каким он становится.

Отличной новостью является тот факт, что очень много людей жаждет конкретного такого материала, и как я уже сказал ранее, аудитория Bass Communion значительно растет, и лично я считаю эту музыку порой более вдохновляющей, нежели записи Porcupine Tree…

Думаю, для большинства людей эта музыка становится более важной, потому что, поскольку темп жизни ускоряется из века в век, и стресс становится спутником нашей жизни все больше и больше, а то, что предлагает MTV, где крутят поп-видео, или рекламный ролик, или трейлер кинофильма, и перед твоими глазами каждую минуту мелькает сотня нарезок сюжета, все вокруг постоянно мелькает, чтобы привлечь твое внимание... противоположностью этого будет тяга к чему-то невероятно минималистичному, одухотворенному, что просто заполнит комнату, если тебе нравится такое… это почти как следующий шаг от абсолютной тишины. Я помню, была знаменитая рекламная кампания джаз-лэйбла ECM, не уверен, знаешь ли ты о них?

О да, Кейт Джарретт и все остальные артисты…

Да, Джарретт, и Гарбарек, и все остальные, главным слоганом лэйбла в семидесятые было «Самый прекрасный звук после тишины», это относится к восприятию музыки, что в конечном счете тишина – это в чистом виде самая красивая вещь в мире. Конечно, мы можем никогда не услышать полную тишину, все, что пытался сказать своим творчеством Джон Кейдж, что немного тишины не было тем, что он ожидал, что люди будут слушать, но это то, что он хотел сказать… Музыкальный фрагмент на четыре минуты тридцать три секунды, и я хочу, чтобы на это время ты прислушался к тому, что происходит вокруг тебя, музыка – вот, что тебя окружает в этот момент. Шум улицы за стеной, поющие птицы или что-то еще, неважно, потому что в действительности мы никогда не слушали абсолютную тишину, но в этом шуме что-то есть, эти текстуры витают в воздухе, понимаешь, уличный трафик, или шум поездов в трех милях от тебя, или что-то еще… Для меня Bass Communion это почти как следующий шаг от всего того, что наполняет пространство.

Как более высокий уровень осознания?

Да, почти, это нечто без намека на претенциозность; просто нечто, исцеляющее душу. Медленно понижающее твой метаболизм и фокусирующее твое сознание на абсолютно другой вселенной.

Вот странно, что ты описал свой опыт в этих терминах, Стивен, поскольку именно поэтому я столь часто слушаю BC. У меня остался сильный шум в ушах после очень громкой игры в группах несколько лет назад (смеется), и я даже использовал шум вентилятора, чтобы уменьшить звон в ушах и засыпать по ночам, но когда я слушаю BC, Biosphere, и другой похожий эмбиент материал, это действительно проникает в мое внутреннее пространство и успокаивает мою «внутреннюю систему»…

Это интересно, что ты засыпаешь под работающий вентилятор, под этот непрерывный белый нойз…

Получалось это тоже не очень хорошо…

Вау, это интересно, хотя… Для меня красивый звук или текстура попросту заставляют время стоять на месте и я не хочу, чтобы это заканчивалось. Я покупаю много дисков, на которых есть только один длинный трек на весь хронометраж CD, один звук или одна текстура, вот как я наткнулся на людей вроде Колина Поттера и Джонатана Коуклафа, так называемых дроунологистов, которые создают только один звук, один дроун, и затем записывают семидесятипятиминутный трек на CD, и он в буквальном смысле становится чем-то, что заполнит твою комнату на час с небольшим…

Звучит как мантра…

Да, точно, как дроун-мантра, я считаю такую музыку чем-то более увлекательным, чем просто прослушивание, не знаю, более интересным, чем большинство современных рок исполнителей, считаю, что мой образ жизни таков, что я не имею возможности не концентрироваться и слушать музыку по дороге куда-нибудь, что она, наверное, заслуживает того, чтобы сосредоточиться на ней и быть выслушанной…

Мой следующий вопрос из разряда «Что, если…?». Если бы у тебя была возможность поработать с одним из следующих музыкантов, кого бы ты выбрал и почему? Варианты: Стивен Стэплтон (Nurse With Wound), Ричард Джеймс (Aphex Twin), Asmus Tietchens, Шон Бут и Роб Браун (из Autechre), Boards of Canada, Том Дженкинсон (Squarepusher), или ни один из них?

Вау, ну, все они мои герои.... Я бы с большим удовольствием встретился с Ричардом Джеймсом просто потому что он неординарная личность, запустившая, в общем-то, весь жанр IDM…

Сохраняет ли он анонимность, ведь он живет в Лондоне, правильно?

Думаю, он в Лондоне, но он, кажется, очень клёвый парень, что мне в нем нравится, так это обыгрывание представлений людей о том, что такое популярность. Знаешь, видеоклипы с его лицом, наложенным на детские тела, он совершает очень возмутительные поступки, и мне это очень нравится. Если же рассматривать тех, с кем бы я хотел посотрудничать, то, думаю, я хотел бы поработать с ребятами из Autechre, потому что считаю удивительным, как они создают и программируют ритмы. Я бы с удовольствием использовал эти ритмы для наложения поверх них текстур Bass Communion.

Вопрос от [моего коллеги] Сержа, который показался мне интересным. Недавно ты поработал вместе с Авивом Геффеном, и ты также сотрудничал с ушедшим из жизни Брином Джонсом из Muslimgauze, который был ярым сторонником Палестины и анти-израильского насилия… Серж придает моему разговору политический тон (смеется). Каково это работать с людьми столь радикально противоположных взглядов? Кстати, я точно не знаю, потому что Авив поп-звезда, поэтому не могу утверждать, что он увлечен политикой, но я не очень много знаю о нем как о человеке…

Он очень увлечен политикой…

Так каково же работать с двумя столь противоположными личностями, хотя я помню, что ты не очень много контактировал с Брином, но был знаком с его политическими пристрастиями, и также помню, что ты (BC) предоставил трек для компиляции «A Fire This Time», очень политически мотивированной компиляции, которая призывала обратить внимание на ужасы американской внешней политики. Можешь рассказать обо всем этом понемногу?

Что ж, хотя у меня есть своя точка зрения на эти проблемы, это не означает, что я должен участвовать в разрешении любой из них. Я участвовал в этих проектах из-за музыки, а это для меня более важно. Очевидно, что я не предполагаю, что буду вовлечен в какой-то проект, если буду полностью не согласен с чьей-то политикой. Если бы это было так, то я бы сдержался или отказался от этой работы, но для меня более важным была экстраординарная музыка Брина. Это было причиной моего желания поработать с ним, не из-за каких-то симпатий или антипатий к его политическим взглядам. Вероятно, Брин высказывал множество суждений, с которыми я бы не согласился. В смысле, в основе его суждений лежало оправдание терроризма и тому подобного, я с этим не согласен, хотя и считаю, что у палестинцев есть на это весомые причины, но я не верю в такие методы, а он верил. Он активно поддерживал их и верил в то, что Израиль должен быть стерт с лица земли. Сейчас работая с израильским музыкантом я показываю, что не согласен с теми идеями, хотя вообще-то Авив также согласен с большинством взглядов Брина, так как верит в то, что оккупированные территории должны быть возвращены, и привел достаточно веских аргументов на эту тему в своей стране, что повлекло множество проблем для него самого. Поэтому, хотя с одной стороны Брин и Авив, кажется, стоят по разные стороны баррикад по своим политическим убеждениям, но это не так, поскольку Авив вообще-то соглашается с большинством тезисов Брина, что ж… что же для меня было наиболее...ам…

Радикальным?

Не в меньшей степени радикальным, я думаю, более радикальная сторона политических взглядов Брина была немного неприемлемой для меня…

Его взгляды были экстремистскими?

Очень экстремистскими – он в основном оправдывал применение насилия, так как чувствовал, что палестинцы были очень глубоко обижены. И я не могу согласиться с использованием насилия…

Смею предположить, что выглядело легкомысленным, что ты предоставил этот трек для компиляции, где ты сотрудничал с Назиром Шамма?

Да, Назир Шамма, известный исполнитель на Уд… (Уд — струнный щипковый инструмент. Распространён в странах Ближнего Востока, Кавказа и Средней Азии, особенно в Армении, Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане, Иране и Турции – прим. stupidmax). Самым важным в работе с Брином было то, что я считал его музыку удивительной, и думаю, иногда важно признать, когда работаешь с кем-то вроде Брина Джонса, что его политические пристрастия и его музыка слишком сильно переплетены и невозможно отделить одно от другого. И то, что он в основе своей оправдывал насилие, верил, что палестинцы имеют право убивать израильтян и продолжать истреблять их, экстремизм, агрессия напрямую выплескивались в музыку и делали её такой, какой она была…

Очень напряженной…

Да, существует целое клише о том, какими неуравновешенными людьми являются настоящие гении, появляющиеся в мире искусства, музыки, литературы, или где-то еще. Они либо страдают маниакальной депрессией, или шизофренией, или имеют склонности к суициду, и, думаю, в этом есть доля правды. Неуравновешенными в определенном смысле очень часто становятся люди, в наибольшей степени способные выразить состояние человека через искусство самыми подлинными, сильными и трогательными способами, и Брин был хорошим примером такого человека. Он был сильно обозлен, неуравновешен и радикален, вот почему его музыка такая особенная и не получится отделить её от политики, даже не обязательно соглашаясь со всеми его политическими взглядами, но стоит признать, что они делали его музыку столь особенной, и вот почему я хотел поработать с ним, поскольку он был одержим страстью, и она слышна в его музыке. Я тоже одержим мыслями о своей музыке.

Еще несколько коротких вопросов и мы закончим… По существу ты уже ответил на этот вопрос, но Серж просил меня узнать, «Ghosts on Magnetic Tape» первый альбом BC с оригинальным названием. Почему?

Полагаю, в прошлом с альбомами Bass Communion у меня не было какой-то специальной концепции; это была коллекция композиций, сделанных в определенный период времени. Я собрал понравившиеся треки за определенный период и они составили первый альбом BC, то же самое произошло и со вторым альбомом. В этот раз у меня была своя концепция, специальный источник для работы и я на самом деле записал весь альбом в очень короткий срок, порядка пяти ли шести месяцев, а для сравнения два первых альбома создавались постепенно в течение двух лет каждый. Концепция, форма нового альбома сформировались гораздо раньше появления самой музыки.

Большинство треков BC очень красочные, вызывают сильные эмоции и, как я уже отметил ранее, ассоциации с кинематографом. Участвовал ли ты когда-нибудь, или хотел бы поучаствовать в работе над музыкой к фильму? Я знаю, что ты большой поклонник фильма «28 дней спустя», а также Дэвида Линча, и ты находишься среди людей, стоящих на переднем плане такого рода искусства. Есть ли что-то, над чем ты очень хотел бы поработать?

Я хотел бы поработать в этом жанре. Я бы с удовольствием поработал над саундтреком к фильму, потому что хотел бы поработать в таком же ключе, в котором работает над саундтреками Дэвид Линч. Саундтреки к его фильмам оказали очень большое влияние на Bass Communion, особенно «Голова-ластик» и «Человек-слон». Если посмотришь эти фильмы, чаще всего в них нет ничего, что бы ты назвал музыкой к фильму. Там будет что-то вроде урчания, или белого нойза, и это для меня… Можно включить отрывок из фильма и в нем будет определенный эффект, можно включить тот же отрывок с наложением на него нойза и эффект внезапно усилится. Кое-что, чего до этого не было, эти фильмы растревожили мое сознание силой текстурной музыки в сочетании с изображением. Я бы с удовольствием поработал в таком же ключе, и вообще-то я в соавторстве с Майком Беннионом написал свой собственный сценарий, который фрагментарно ляжет в основу концепции нового альбома Porcupine Tree [«Deadwing»], и да, стыдно признать, но я не участвовал в создании саундтреков к фильмам, поскольку у меня были свои представления относительно того, каким его записать…

Чтобы там [в саундтреке] хотя бы мелькнуло твое имя, поучаствовал бы ты в саундтреке-компиляции?

Ну, думаю, сегодня существует только два способа сделать саундтрек: если режиссер поклонник твоей музыки и приглашает поработать над фильмом, как сделала София Коппола, пригласив Air записать музыку к Девственницам-самоубийцам, или если саундтрек представляет не что иное, как компиляцию, поэтому все крупные рекорд-лэйблы пытаются втиснуть своих артистов в фильмы, но меня такие подходы не устраивают…

Ты в курсе, что для «28 Дней Спустя» Godspeed You! Black Emperor предоставили трек, который звучит в фильме, но не позволили использовать его в саундтреке, когда его готовили к изданию на CD… Они уникальны как исполнители, ходил ли ты на их концерты?

Никогда не ходил, но с удовольствием бы это сделал. Просто я всегда отсутствую в стране, когда они здесь выступают. Они одна из тех групп, за которой я попросту не успеваю… Их музыка очень эффектно слушается в контексте фильма, но ошибочно думать, будто они писали её под фильм – режиссер выбрал песню, которая ему понравилась и оформил права на её использование. Я немного старомоден в том смысле, что мне всё ещё нравится идея, когда режиссер доверяет саундтрек группе или исполнителю. Такое все еще случается временами, но чаще всего в таких случаях речь идет об оркестровой музыке, что не умаляет достоинства таких мастеров, как Джон Уильямс или Ханс Зиммер, создающих такие саундтреки. Но мне бы хотелось ситуаций, схожих с привлечением для записи саундтрека Tangerine Dream, или Pink Floyd, или кого-то еще, кто выполнял такую работу в прошлом…

А, «Опасное дело»…

«Опасное дело» это хороший пример, да, и также хорошим примером такого саундтрека за последние годы будет Air – «Девственницы-самоубийцы», фантастический альбом…

Да, великолепный саундтрек, очень подходит фильму…

Точно, это мой любимый альбом Air, к сожалению, таких примеров мало, поэтому возможностей для таких музыкантов, как я на самом деле очень немного… Возможно, за год выходит только три или четыре новых фильма с саундтреком, являющимся частью общего процесса. Так что я не жду подобных предложений, затаив дыхание (смеется).

Окей, снова сменим тему, я хотел узнать как создавался совместный с Колклауфом/Поттером альбом. Вероятно, он появился после ремиксового проекта BC, но было ли что-то особенное, что сподвигло тебя на совместную работу с ними, а не со, скажем, Vidna Obmana, Робертом Хенке (Monolake), Миком Харрисом (Napalm Death, Scorn, Lull), либо любым другим музыкантом из твоего альбома ремиксов? Что было такого в этих двоих, что заставило тебя захотеть поработать с ними в столь «размашистом» проекте?

Причиной совместной работы был большой объем накопившегося материала, и весь он, спродюсированный Колином и Джонатаном, когда я попросил их сделать микс для ремиксового CD, был хорош. Они пришли с материалом хронометражом на час с лишним, из которого у меня была возможность взять для CD только четырнадцать минут, и логичным в этой ситуации было издать весь материал на отдельном CD. Первым шагом в этом направлении для меня было продюсирование трека, который станет основой, этим треком стал Yossaria. Затем когда мы компилировали CD я обнаружил, что Джонатан сделал семидесятичетырехминутный трек, основанный на «Drugged», что определило, что наш совместный альбом будет двухдисковым. Вся природа сотрудничества с дроун-исполнителями означает, что хронометраж, как правило, будет в любом случае большим. Дроун может существовать буквально бесконечно, поэтому имело смысл подумать об издании нашей совместной работы на мультидиске.

Материал Bass Communion за последние годы был ремикширован несколькими музыкантами, получал ли ты сам предложения о ремиксах от других исполнителей? Ты привередлив в выборе того, над чем будешь работать, или не работать? Есть ли что-то подобное на твоей текущей повестке дня?

В большом количестве мне не поступало таких предложений до недавнего времени, но сейчас такие предложения начинают поступать, похоже, Bass Communion хорошо себя зарекомендовал. Проблема, как и всегда, свободное время для этой работы, но она доставляет мне удовольствие. Есть несколько ремиксов на повестке дня, но я пока не готов сказать, для кого они будут, поскольку они еще не сделаны. Есть один ремикс, который я сделал для Darkroom, и он уже вскоре должен появиться на Burning Shed.

Хотя ты в основном работаешь один над материалом BC, но Тэо Трэвис добавил несколько важных штрихов нескольким твоим композициям. Расскажи немного о том, какие заготовки Тео приносит к [твоему] рабочему столу, как ты понимаешь, что это усилит или очень хорошо будет сочетаться с твоими композициями?

Тэо это редкий для нашего времени музыкант, в том смысле, что он обладает даром и выразительным «почерком» при игре на духовых инструментах, но он чувствует себя как рыба в воде и в мире электронной музыки. Почти вся музыка BC основана на обработке студийных записей акустических инструментов, а флейта и саксофон Тэо идеально подходят в качестве основы этой музыки. Кроме того, в своих сольных работах Тэо исследует те же горизонты, что и BC, смешивая в проекте Cipher живые инструменты с атмосферной и электронной музыкой (я микшировал оба их альбома), то же можно сказать и о его сольных экспериментах с флейтой на альбоме «Slow Life». С ним приятно записываться, он полон идей, это один из наиболее одаренных музыкантов, с которыми мне посчастливилось работать.

Представь себе концертное выступление BC. Как бы ты интерпретировал музыку для этого? Я бы предположил, что оно будет преимущественно основано на использовании компьютерных технологий… Привлек бы ты для участия в концерте других исполнителей, и есть ли надежда на то, что подобное может произойти в будущем?

Снова отвечу, что с удовольствием бы провел время за подготовкой к этому событию. Думаю, я скомбинировал бы компьютерную обработку и живые музыкальные инструменты, поэтому мне бы понадобился еще один человек на сцене.

И последнее, почему ты выбрал лэйбл Klangalerie для издания нового мини-альбома на 7-дюймовой пластинке (речь идет о мини-альбоме «Vajrayana» – прим. stupidmax)? Этот релиз связан с чем-то еще?

Я являюсь поклонником этого лэйбла уже долгое время, мне нравится их концепция. Они работают по принципу художественной галереи, эксклюзивно выпуская ограниченное количество экземпляров для тех, кто действительно это ценит и коллекционирует, что и подразумевает их название. Почти все из списка экспериментальной музыкальной сцены издавали семидюймовки на Klanggaleri, или другом лэйбле Уолтера [Роботка] Syntactic. Такие исполнители как Merzbow, Muslimgauze, Hafler Trio, Main, Aube, Christian Fennesz, Rapoon, Scanner, Foetus, Asmus Tietchens, Rodelius, Zoviet France, Coil и так далее… Так что, издать семидюймовку на этом лейбле это почти как получить медаль почета…

Окей, Стивен, кажется на моей телефонной карте исчерпан лимит, поэтому я хочу поблагодарить тебя за то, что выделил время для общения, и приоткрыл завесу над Bass Communion и всеми теми вещами, которые мы обсуждали…

Спасибо, Джефф, было приятно поговорить.



Интервью было проведено 02.10.2004, изначально было опубликовано в журнале "Carbon Nation", провел интервью Джефф Киффер.

Перевод: stupid max