Отчет о концерте в Хельсинки 2013

Хельсинки — прекрасный европейский город, в котором 26 ноября 2013 года состоялся пред-пред-последний концерт Стивена Уилсона в рамках тура в поддержку альбома The Raven that Refused to Sing (and other stories). Скажу сразу, что это был первый мной посещенный концерт за пределами России (ну, относительно первый — пару лет назад я случайно оказался на концерте одной итальянской панк-группы, фишкой которой было разбивание унитазов на каждом своем шоу ^_^), поэтому мне все происходящее было необычно и интересно.

Что ж, на входном билете время начала было назначено на 19.00 местного времени. Подойдя к клубу около 17.00 в целях занять очередь поближе и успеть затариться фирменным мерчем я обнаружил... собственно, никого там не было и не было даже освещения у входа. Погуляв по центру города еще часик я подошел к клубу к 18.00: меня ждала почти та же картина, однако двое или трое человек уже стояли поблизости, изредка озираясь по сторонам. Основная масса зрителей начала выстраиваться в очередь ко входу только начиная с 18.30, и только чуть позже я понял в чем причина, — 19 часами обозначалось время открытия дверей в клуб, время начала же самого концерта, естественно, сдвигалось еще минимум на час. Новость эта весьма расстроила небольшую группу россиян, стоявших в очереди неподалеку от меня, — из их разговора я понял, что у них в 22.50 обратный поезд в Россию, соответственно, увидеть весь концерт целиком у них бы уже врятли получилось. Действительно, неприятное открытие, моё искреннее сочувствие вам, ребята :(

В 19.00 действительно двери клуба открылись и группами людей начали запускать внутрь. Конечно же вы правы, если считаете, что пройти в клуб в России и пройти в клуб в Финляндии — это не одно и то же. Проход через стойку металлодетектора, два охранника, быстрая проверка билета, затем гардероб, где меня спросили, нет ли при мне фото- или видеокамеры и предупредили, что любая съемка на концерте запрещена, и всё. Возможно, это просто частный случай, сравнивать мне пока не с чем, но было приятно.

Будучи одним из первых в очереди на вход в клуб, естественно мне сразу удалось встать почти у защитного заборчика перед сценой, стоял я чуть правее от середины сцены, это место так сказать, между Стивеном и Гатри. Позже во время концерта я понял, что сделал правильный выбор: играя сольные партии гитары Уилсон выходил на край сцены как раз к тому месту, где стоял я. Отлично!

С момента открытия дверей в клуб прошло еще около поутора часов, прежде чем начался концерт. Причем, начался он условно: свет в зале погас, а на белом полотне, установленном на заднем плане сцены началась трансляция очень странного видео, продолжительностью около 20 минут. Собственно, на видео была снята часть некой улицы, — стена из красного кирпича, пешеходная и автомобильная дорога перед ней. И около 10 первых минут видео по этой улице просто ходили люди, проезжали автомобили, светило солнце, шел дождь. Затем началось действие: к стене подошел человек с чемоданом для гитары, в темном пальто, шляпе, солнцезащитных очках, замотанный черным шарфом. Это был сам Уилсон (по крайней мере мне так показалось). На протяжении оставшихся 10 минут видео наш герой пил чай или кофе из термокружки, сделал самокрутку (я не шучу!) и выкурил ее, затем долго настраивал свою акустическую гитару. И вот, шум улицы неожиданно стих, парень на видео взял аккорд, еще один (причем звучание стало очень живым), и заиграл вступление к песне Porcupine Tree Trains. А на сцену слева, как раз и играя это вступление вживую, вышел наше все, подошел к центральному микрофону и начал петь: Train set and match spied under the blind.... Честно говоря, уже привыкнув к монотонности этого 20-минутного видеоряда, такое неожиданное начало концерта получилось очень эффектным и не могло ни снискать оваций публики! В момент перехода песни в финальную часть, когда зазвучали стихи When I hear the engine pass... на сцене появились остальные музыканты и с последним аккордом Trains шоу началось!

Luminol, Postcard, The Holy Drinker были исполнены почти без пауз, только после этого Стивен поприветствовал публику. В приветственном слове, Уилсон сообщил, что мы рады наконец-то быть здесь, хотя в том, что так долго мы не давали концертов вашей стране, моей вины нет (а в качестве сольного исполнителя с группой он в Финляндии выступал вообще впервые), дав понять, что если и стоит кого-то винить, то это организаторов, которые его не приглашали. (Возможно, этот абзац стоит показать тем, кто до сих пор утверждает, что Уилсон сам не желает иметь никаких дел с Россией, хотя, возможно, я не прав).

Трек-лист всего концерта, кстати, немного отличался от других концертов тура, поскольку на этом концерте были исполнены Abandoner и Reminder The Black Dog, зато не было Radioactive Toy на бис. Весь концерт для меня походил на выступление оркестра, в котором каждый из музыкантов имел возможность в тот или иной момент в той или иной песне проявить все свое мастерство, каждый участник в определенной части солировал на своем инструменте, а Уилсон был почти дирижером, который движениями рук как будто дирижерской палочкой управлял действием, и никто из музыкантов за весь концерт не перетягивал одеяло на себя, заглушая других. Хотя, конечно, каждый из участников группы по отдельности лютый профессионал в своем деле. И стоит ли говорить о том, что звук на концерте был очень хорошим? Мне все было слышно четко и без хрипов, что впрочем, даже не удивило.

Исполнив Drive Home группа представила первую из двух новых песен, которые предположительно войдут в новый альбом SW. Про обе новые песни (название первой в нашем случае было Lick My Love Pump (тремя днями позже на концерте в Познане ее вообще обозвали Tobogganing in Mozambique, не удивлюсь, если впоследствии официальное название будет каким-нибудь очень посредственным), вторая называется Happy Returns) хочется сказать отдельно несколько слов.
15-минутная безымянная песня оставляет впечатление совсем неоднозначное: начинается как трип-хопо-радиохедо-подобный трек, затем превращается в обычную среднетемповую рок-вещь с сольной партией Тэо Трэвиса, после чего в финале становится очень похожей на среднюю металичсекую часть песни Porcupine Tree Arraving somewhere but not here. Возможно, это только первое впечатление, и впоследствии композиция приобретет иной облик, но в данный момент лично меня она не впечатлила. Хотя все же один плюс в ней есть — это точно не песня в духе прога 70-х годов ХХ века!
Happy Returns же получилась более традиционной, даже больше в стилистике Porcupine Tree начала нулевых, с двумя куплетами и приятным гитарным соло. Хотя в плане стихов она показалась мне весьма конкретизирована, такое ощущение, что стихи были написаны на русском, а затем переложены на английский :)

Во время исполнения The Watchmaker, Index и Sectarian на переднем плане сцены появился известный почти всем полупрозрачный занавес, эффектно спадающий вниз в коде Sectarian. В интродукции к The Watchmaker на нем транслировалось изображение лица женщины, как будто бы стареющей на наших глазах под стук нескольких десятков часовых механизмов.

Вообще во время концерта на заднем плане сцены проецировались те или иные видеоинсталляции, связанные с конкретной песней, но лично для меня они все в этот раз прошли фоном. То есть, они не стали обязательной частью шоу, усиливающей в несколько раз впечатление от композиции, как было в 2008 году на концерте Porcupine Tree в Москве. Возможно, отсутствие Ласса Хойла дало о себе знать (хотя во время концерта транслировались и его работы). Возможно, так показалось только мне.

Порадовало неформальное поведение музыкантов на сцене. Понятно, что шутка про the lonely sweet, когда Уилсон называет Гатри настроение, а тот исполняет гитарную партию, а также игра в Отгадай мелодию, посвященная 50-летию меллотрона, в которой никто из зрителей не узнает фрагмент песни The Beatles, но безошибочно все угадывают The Court of The Crimson King King Crimson, являются постановочными и отработанными группой номерами для развлечения публики, но выглядело все естественно и никакой шаблонности в этом не ощущалось. Также во время исполнения одной из песен Стивен расставил перед Адамом Хольцманом конверты каких-то старых виниловых пластинок, видимо, для вдохновения последнего перед исполнением соло на клавишных :)

Группа исполнила Harmony Korine, Abandoner, Raider II (последняя была в усеченном варианте без джазового проигрыша, но с потрясающей какофонией всех музыкальных инструментов в финале) и покинула сцену, чтобы вернуться спустя пару минут для исполнения еще двух песен на бис. На бис Уилсон вышел со стаканчиком кофе, выдав такую шутку: Знаете ли вы про white russian? White russian прекрасное средство для поднятия настроения. Хотя что white russian для вас, финнов? Ерунда, наверное, для вас white russian это напиток для девочек, да?, — в ответ же из зала донеслось только неуверенное мычание. Наверно потому, что большинство зрителей в зале были русскими.

Кстати, о русских: количество сограждан на концерте было весьма высоким, не берусь делать громких заявлений, что наших на концерте было больше, чем самих финнов, но русскую речь перед входом в клуб и в самом клубе я слышал вокруг себя почти постоянно.

Исполнив на бис Reminder The Black Dog и упомянутую выше Happy Returns музыканты вышли на финальный поклон, имя каждого из участников, выходящего на поклон к зрителям отображалось на экране за сценой, затем был общий поклон, после чего все закончилось.

Подводя итог хочу сказать, что не смотря на финал концертного тура, выступление группы в Хельсинки было весьма бодрым и свежим, никакой явной усталости музыкантов не ощущалось. Было видно, что им в кайф находиться вместе на одной сцене и выглядят они сейчас как сплоченный коллектив, а не как группа одного человека. И еще, возможно, не стоит годами ждать приезда в нашу страну любимых музыкантов, иногда стоит окунуться в другую атмосферу и испытать абсолютно новые эмоции от привычных казалось бы вещей. Хотя бы однажды.