«Твердая кость»: эксклюзивный разговор со Стивеном Уилсоном

Хотя его работы часто являются вызовом для классификации музыкальных жанров, британского автора-исполнителя Стивена Уилсона регулярно признают королем современного прогресив-рока.

Не трудно догадаться почему так происходит, учитывая прежнюю его роль лидера культовой группы Porcupine Tree. За последнее десятилетие стилистическая и техническая палитра его мастерства стала еще богаче, что нашло отражение в действительно замечательном сольном материале, включая и пятый диск 2017 года To the Bone.

Недавно я побывал на концерте его группы в Филадельфии в рамках To The Bone-тура (в состав группы входят барабанщик Крейг Бланделл, клавишник Адам Хольцман, бассист Ник Беггс и тур-гитарист Алекс Хатчингс), и смог поговорить со Стивеном об альбоме, концерте, ремастеринге классики прог-рока, его любимых фильмах 2018 года, ощущениях от обсуждений его личной жизни, и о многом другом.

Эй, Стивен. Спасибо, что снова выкроил несколько минут для интервью. С момента нашей прошлой беседы прошло много времени.

Это точно, Джордан.

Хочу начать с темы, не связанной с музыкой, поскольку как я отметил очень многие в сети обсуждают твою личную жизнь. Что ты чувствуешь, когда твои поклонники обсуждают и спекулируют подобными вещами (как, например, твоя недавняя прическа и «падчерица»)?

Я отношусь к этому, как к части договорных отношений между музыкантом и его поклонниками. Их наверняка будет интересовать личная жизнь, особенно если они разбирают твои стихи, желая найти контекст, который смог бы рассказать о том, кто ты как личность. Я всегда держал личную жизнь в разумных пределах приватной, но в то же время я не пытаюсь скрыть ее, если понимаешь, что я имею в виду.

Вполне.

Фото с хвостиком на голове, который сделала моя падчерица [было опубликовано в инстаграме музыканта 3 ноября 2018 года], было просто фото, и полагаю это было впервые, когда люди узнали о том, что у меня есть падчерица. Это потому что я не поменял своих принципов не разговаривать на подобные темы. Я не пытаюсь это скрыть, но в каком-то смысле мне нравится идея, что люди будут этим спекулировать. В этом есть немного потаённого. Думаю, разговаривая на эту тему слишком подробно, вообще теряется вся таинственность и загадочность. Иногда, это может мешать музыке и творчеству. Например, я никогда теперь не смогу серьезно относиться к Оззи Осборну [смеется].

Могу понять, почему.

Мне слишком много о нем известно! Хотел бы я знать о нем только то, что знал, когда был пятнадцатилетним подростком, когда на фото на внутренних конвертах альбомов Black Sabbath он выглядел странным типом и пел песни своим загадочным голосом. Сейчас же я слишком много о нем знаю и уже сложно увлечь себя его музыкой так же, как было раньше. Поэтому да, думаю немного забавно, что люди обсуждают эту тему. У меня нет проблем на это счет. Но при этом я не собираюсь раскрывать им все.

Уверен в этом. Я просто считаю, что иногда поклонники относятся к своим кумирам как к полубогам. Не обязательно к тебе, но к другим исполнителям.

Слушай, я не из тех, кто делает фотосессии для журналов Hello! или OK!, но в то же время я понимаю, что вероятно очень многие люди представляют меня отшельником, живущим в студии звукозаписи и не занимающимся ничем, кроме музыки. Тому виной я сам, это точно [смеется], но отчасти это потому, что я сам не раскрывал много информации о своей личной жизни. В любом случае я не собираюсь скрывать ее изо всех сил.

Нет, конечно нет. Находясь в туре, который идет уже продолжительное количество времени, меня удивляет как тебе удается сохранять это занятие интересным, а не ощущать его как однообразную работу. Тебе приходится сокращать выступления в зависимости от концертной площадки?

Выступления действительно пришлось сократить, но не из-за концертных площадок, а из-за финансов. Конкретно этот тур, например, можно назвать туром по вторичным рынкам. Сегодняшний вечер исключение, потому что Филадельфия является основным рынком, мы были здесь и ранее, но большая часть концертов является тем, о чем я говорил выше. Штаты вроде Флориды и Техаса. Я не продаю необходимого количества билетов, не получаю необходимого гонорара, поэтому не могу поставить полноценное шоу. Оно немного проще, но лишь чуть-чуть. Надеюсь, не настолько, чтобы это заметили.

Прекрасно.

Да. Насчет того, как мы сохраняем это занятие интересным, ну, концерт полон приятных моментов. Очень приятно играть вместе парнями в этой группе. На сцене у нас происходит много забавного, мы все меняем. В сольных партиях всегда импровизации, обмен энергетикой между группой и зрителями всегда разный. Выход на контакт с аудиторией разный на каждом концерте, невозможно объяснить, что именно делает его разным. Зрители тоже являются огромной частью выступления с точки зрения уникальности и новизны. Не хочу лукавить, но бывают определенные вечера, когда ощущаешь себя, будто рисуешь каждый раз одну и ту же картину, в некотором роде это очень не творческий процесс.

Конечно.

На это легко можно возразить, что художник за свою жизнь не нарисует одинаково одну и ту же картину, но с позиции музыканта нужно вроде как перекрашивать ее каждый вечер. Есть способы сохранить концерты не заезженными, и мы находим их; большая их часть связана с юмором, весельем и энергетикой зрителей, а также импровизационными элементами шоу. Мы немного меняем регулировки инструментов и сет-лист то тут, то там.

Каждый твой концерт, на котором я был, проходит в театре Кесвик, и, хотя это потрясающая концертная площадка, но это сидячий зал. Я знаю, что ты не большой поклонник сидячих залов.

Да, это не самый мой любимый способ проведения концерта. Надеюсь, сегодня вечером будет гораздо веселее, не потому что такие концерты не веселые! Просто всегда я рассуждаю об энергетике между зрителями и группой, а одним из важных факторов, влияющих на нее, является сидят зрители на концерте, или стоят. Это не только то, что видно со сцены; они выглядят более увлеченными в действии, тем более если стоят в толпе с незнакомыми людьми. Срабатывает эффект толпы, которого совсем непросто добиться, если в зале все сидят. Для меня более естественно выступать для стоящих зрителей, поэтому этого я с нетерпением жду. Не могу вспомнить, выступал ли я когда-нибудь прежде в Филадельфии для стоящих зрителей. Может быть когда-то очень давно. Будет интересно взглянуть на истинных зрителей теперь, когда они будут смотреть концерт стоя.

Помню, много лет назад я был на вашем концерте с Авивом [Геффеном] в составе группы Blackfield в Театре Живых Искусств, вот может тогда. C уверенностью могу сказать, что с Porcupine Tree концерты всегда были в сидячих залах.

Я помню Театр Живых Искусств. Кажется, что в Кесвике я выступаю уже очень, очень давно. Это прекрасный концертный зал, но было бы здорово выступить на какой-то другой площадке.

Ты упомянул о небольших изменениях в сет-листе. Что это за изменения и есть ли песни, которые вам не хочется больше исполнять на концертах?

Это больше вопрос о том, как должен раскрываться концерт. Он был тщательно спроектирован и поставлен, не в прямом смысле этого слова, но ты понимаешь, что я имею в виду. Музыкальное путешествие было тщательно спланировано, и я не из тех музыкантов, которые могут в духе группы Grateful Dead полностью менять сет-лист концерта каждый вечер. Здесь очень много и других факторов, таких как визуальный видеоряд. Каждому члену нашей команды и группы звукоинженеров известны определенные потоки и структурные элементы, которые являются неотъемлемой частью выступления. Наша работа весьма последовательна и не так-то просто внезапно поменять несколько песен. Что я предпочитаю, это менять чередование некоторых песен в определенных частях выступления. Например, первая песня во втором отделении концерта это непостоянная вещь. Иногда мы играем «Arriving Somewhere But Not Here», а иногда «Don’t Hate Me» или «No Twilight Within the Courts of the Sun».

Это клево.

Для нас это делает концерты интереснее тоже, к тому же есть люди, путешествующие следом за группой от концерта к концерту, у них каждый раз есть возможность увидеть что-то новое. Могу сказать, что около 70% шоу одинаковое каждый вечер, и я до сих пор от этого не устал. Материал альбома To the Bone очень весело исполнять. Песни навроде «Permanating», «Song of I» и «Denotation». Честно говоря, мне не очень нравится так часто исполнять некоторые более громоздкие и концептуальные песни из предыдущих двух альбомов. Иногда мы их исполняем и мне это не кажется столь же приятным занятием, как это было в свое время. Это потому что сейчас я двигаюсь в ином направлении творчества. Я все еще очень горжусь песней «Routine», не пойми меня неправильно, но она ощущается очень тяжелой для настроения концерта, которое по большей части оптимистичное. Включать ее в концерт сейчас кажется немного как затягивать шоу назад. Это не отражается на песне, которой я очень горжусь, но ты понимаешь, о чем я.

Полностью. Это как исполнять песню «Heartattack in a Layby», которую я до сих пор считаю твоей величайшей песней.

Временами получается лучше, если исключить ее из сета, впрочем, «Heartattack» прекрасно вписывается между «Detonation» и «Vermillioncore». Она длится четыре минуты, она короткая, личная и интимная. Это мой любимый момент тишины перед последним рывком к финалу шоу. Опять же все связано с тем, как выстроишь структуру этих смен настроения. Выстроить нужно правильно, иначе ничего не сработает.

Смысл такой же, как и в случае с альбомом как выстроенной последовательностью, а не сборником треков в произвольном порядке.

Именно. В этом есть элемент творчества, и многие до сих пор фантастически это делают, хотя многие, кажется, просто собирают песни в альбом. Я всегда верил в творческую составляющую выстраивания порядка песен, и это в равной степени относится и к концертам.

Также впервые ты добавил VIP пакеты, что тебя сподвигло на это и на выпуск специального «60-минутного концертного CD с высококачественной записью, сделанной в ходе концертного The Raven-тура 2013 года»?

Менеджмент пришел ко мне с предложением: «Ты не можешь продолжать терять деньги во время концертного тура». Все просто, причина прагматична. Я чрезвычайно в этом хорош: я единственный в нашем деле, кто по-видимому все еще зарабатывает достаточно неплохие деньги от продаж альбомов, но уходит в минус во время тура. Сейчас нормально как раз наоборот: альбом практически полностью выпускается для того, чтобы заработать на нем в туре. Я выпускаю специальные издания и делаю на этом хорошие деньги, но затем отправляюсь в тур и теряю все заработанное. Так было с самого начала моей сольной карьеры. В этот раз менеджмент сказал: «Ты не можешь провести восемь недель в туре и вернуться домой без денег». Так и появился VIP пакет.

В этом есть смысл.

В прошлом мы практиковали такое несколько раз, и я с неохотой на это соглашался, но в этот раз я сдался. У меня не было опыта в том, как это должно быть сделано, потому что я никогда не участвовал в таких историях. Я знаю, что некоторые люди предлагают что-то вроде проходок на саундчек, или автограф-сессии, или пообщаться перед концертом. Мне не хотелось идти таким путем, потому что я считал, что большинству людей гораздо интересней музыка, так почему же не предложить им эксклюзивный CD и еще не сыграть несколько песен, которые может быть они считали, что никогда не услышат вживую, или которые не звучат на основном концерте? Надеюсь, люди думают, что получают хорошую пользу за эти деньги.

Определенно так и есть.

Если бы я был поклонником, то хотел бы от VIP-встречи именно этого. Что касается CD, я записал каждое отыгранное мной когда-либо выступление, я искал среди этого архива что-то, что, возможно, ранее не издавалось. Если задуматься, то To the Bone-тур зафиксирован на альбоме Home Invasion, ранний тур был задокументирован на Blu-ray [альбом 2012 года Get All You Deserve]. Я искал в промежутке как раз между двумя этими концертниками и так появилась эта запись, поскольку это полноценный 60-минутный концерт. Так и было – мы выступали на фестивале. Еще с нами тогда на барабанах был Чад Уэйкерман, который никогда не попадал ни на один мой концертный релиз. Он определенно добавил новое звучание группе, да и сам концерт был просто готов к выпуску. Я посчитал это выступление интересным. Это репертуар, который не услышишь на нынешнем концерте, и это концертная группа, выступления которой прежде не выпускались.

Это веские причины.

Этот альбом не из серии еще одного релиза, который уже был; этот альбом будет занимать свою нишу как заслуживающий внимания концертный релиз.

Говоря о Home Invasion, насколько сильно концертный фильм нарезан из трех вечеров в Королевском Альберт Холле?

Он полностью состоит из концерта в третий вечер. Преимуществом такого выбора было то, что к третьему концертному вечеру мы все были очень расслаблены, поскольку уже отыграли два вечера здесь, понимали энергетику между нами и зрителями. Другие детали, как сработанность, как отстройка звука на месте, все это может занять некоторое время, чтобы довести все до идеала. Выходя на сцену в тот последний вечер, мы чувствовали себя очень раскрепощенно. Снимая концертный фильм ты всегда самоорганизован, поскольку на тебя нацелен красный световой луч. Думаешь: О Боже! Меня будут снимать. Мне бы лучше не допускать ошибок. У нас таких мыслей не было, потому что это был уже третий вечер. Надеюсь, наша раскрепощенность ощущается во время просмотра.

Да.

В фильме также очень мало редакторских правок, за исключением нескольких совсем маленьких. Фильм очень строго соответствует тому концертному вечеру. Я порезал большую часть монологов между песнями, потому что такие вещи не будут интересны более одного раза. За исключением этого, фильм полностью демонстрирует тот концерт.

Ты чуть ранее упомянул песню «Permanating». Возвращаясь назад, что думаешь о восприятии этой песни в ретроспективе? Оценки были довольно противоречивые, и уверен, таковыми остаются сейчас.

Правда в том, что я не читал ни одного комментария или оценочных суждений в соцсетях. Я этим не занимаюсь уже очень давно. С другой стороны, я не мог не знать, что происходит. Такие люди, как ты, мне об этом рассказывали. Серьёзно, это классно! Противоречить ожиданиям поклонников это одна из самых важных вещей, которую ты, как музыкант, можешь сделать. Это то, чем Дэвид Боуи занимался на протяжении всей своей карьеры. Нельзя записывать один и тот же альбом дважды подряд. Конечно, рискуешь потерять часть поклонников и практически всегда так и происходит. За мою карьеру так происходило несколько раз. Помню, когда вышел альбом In Absentia я получил негативные отзывы о метализированном звучании от слушателей, которые любили альбомы Stupid Dream и Lightbulb Sun. Все это уже давно забылось, теперь люди говорят: «О, In Absentia это классический альбом Porcupine Tree». В момент выхода он собрал несколько по-настоящему негативных отзывов от поклонников, которым не нравился уклон в метал.

Это удивительно. In Absentia невероятный и очень разнообразный альбом.

Да. Я уже привык к такому положению вещей, хотя и люблю посмаковать эти темы. Нельзя судить, вписывается ли альбом в твои каноны, пока не прошло, вероятно, год или два после его выпуска. Я только сейчас начинаю понимать, где место альбома To the Bone для меня и поклонников. Вот о чем я думаю: по прошествии времени происходит то, что происходит с музыкантом – люди оценивают весь твой творческий путь в комплексе. Они отходят на шаг назад и рассматривают весь объем работы. Когда альбом только выходит по устоявшейся традиции его оценивают по отличиям от предыдущих дисков. Эти оценки не столь важны; на самом деле они превращаются в сильные стороны альбомов. Мне было известно, что песня «Permanating» расстроила некоторых людей.

Я отдаю тебе должное: ты открыто принял удар и остался верен своему решению выпустить этот трек.

На самом деле я не мог дождаться момента премьеры видеоклипа, поскольку знал, что болливудскими танцами взорву людям мозг. Уверен, найдутся те, кто мне этого никогда не простит [смеется], отвернется от меня. Хотя большинство оценило этот шаг. Чувство, которое я выпустил [с этой песней] это то, что все любят.

Это очень жизнеутверждающе.

И как можно не полюбить радостную поп-песню?

Еще те, кто был удивлен этой песней, видимо не очень хорошо знакомы с твоими предпочтениями или твоей биографией. Например, с тем, что ты большой поклонник группы ABBA и что ты записывал поп-музыку и ранее. В этих жалобах есть некая ирония, как будто ничего не предвещало, что ты вдруг уйдешь в поп-музыку.

Наиболее шокирующим для людей было не то, что я сочинил поп-песню, а то, что в ней было много радости. В глазах многих я сочиняю только очень меланхоличные песни. И вот я сочиняю беззастенчиво радостную мелодию, и это покоробило сильней, чем то, что это была поп-песня. Ее настроение. Я понимаю насколько может шокировать, если никогда не слышал от музыканта ничего в похожей стилистике, но как ты сказал, надеюсь люди могут оценить прекрасное произведение поп-музыки. Конечно, целенаправленно я никогда не хочу терять своих поклонников, но мне очевидно, что это часть творческого пути и [моей] эволюции как музыканта.

Несомненно.

Говоря начистоту, два альбома-предшественника To the Bone были в очень концептуальном ключе. Raven, может быть даже больше, чем какой-либо другой мой альбом за всю карьеру, этот альбом стал моей данью уважения прогрессив-рок и концептуальной рок-музыке. Большая часть новых поклонников появилась именно в этот период, и они считали, что это та музыка, которую я всегда сочиняю. Но если так думать, то очень скоро будешь разочарован. Так всегда происходит: если слушаешь в отдельности один альбом и утверждаешь: «А, это музыка, которую он всегда сочиняет», то будешь разочарован после того, как послушаешь остальные альбомы. Еще раз: это положительный момент. Я не стараюсь отторгнуть поклонников, но понимаю, что это часть работы.

Некоторые поклонники считают, что имеют еще и права, и монополию на музыку.

Особенно сейчас, в эпоху интернета. Интернет в основном это место для выражения недовольства, не только в мире музыки, а вообще. Люди жалуются на новую серию Звездных Войн и товары, купленные на Amazon. По любому поводу. Даже политики. Думаю, ты правильно употребил термин «права»; не просто выражают недовольство, теперь у них есть целый форум для выражения своих чувств. И еще они скрываются за псевдонимами, поэтому никто не сможет при случае вмазать им по роже. К сожалению, все это связано с некоторыми ужаснейшими аспектами человеческой психики, но этого джина уже не загнать обратно в бутылку.

К сожалению, это правда. Это приводит к таким вещам, как групповая поляризация (психологический феномен расхождения по разным полюсам мнений участников дискуссии во время принятия группового решения – прим. stupidmax) и предвзятость подтверждения (тенденция искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить имевшиеся заранее концепции – прим. stupidmax).

Да, и выражение мнений как будто это факты. Весь интернет в этом, серьезно. И я тоже не исключение. Мы все такие же. Редко, когда кто-то перестанет заявлять: «Ну, это просто мое мнение, но…».

Полагаю, нам нравится думать, что мы являемся экспертами в том, что нам нравится. Давай немного сменим тему: насколько сложно отобрать дополнительный материал для всех ремиксов, над которыми ты работаешь, и что у тебя следующее на очереди в этом направлении работы?

Если в двух словах, то в этом году у меня не было времени на какую-либо работу. Я ничего конкретного не сделал в плане ремиксов. Проект с Jethro Tull — на данный момент у меня запланировано сделать еще один ремикс, это альбом Stormwatch, и вероятно я все-таки закончу работу над ним. Это не означает, что мне не нравятся альбомы, которые мне предлагают для работы, причина проста – я очень занят и отдаю предпочтение своему творчеству. Во-вторых, альбомы, вызывающие у меня наибольшую симпатию, это те, над ремиксами которых я работал. Знаю, что некоторые считают The Broadsword and the Beast альбомом Jethro Tull, но для меня это не так, так что пусть кто-нибудь другой над ним поработает. Альбом Stormwatch был в моем ноутбуке последние шесть месяцев, и я не очень далеко продвинулся в работе с ним. В конце концов я до него доберусь.

В этом году также минуло 30 лет проекту no-man. Есть ли планы как-то отметить это событие вместе с Тимом Боунессом?

Мы около пяти лет работали над альбомом [смеется]. В общем, гораздо дольше, чем обычно. Ранее летом мы собрались в студии в попытке приблизиться к завершению записи. Могу так тебе сказать: это произойдет, но не могу точно утверждать, когда.

Крейг [Бланделл, барабанщик] недавно опубликовал пост, в котором рассказал, что большую часть 2019 года проведет в туре со Стивом Хаккеттом. Это повлияет на вашу совместную работу?

Нет, причина почему парни берутся за другую работу в том, что начиная с марта я в них не нуждаюсь. Они все востребованные музыканты, они уходят и спешат принять участие в новых концертах. К сожалению, я не в том положении, когда могу не платить гонорары людям, особенно когда мы не в туре. Я не буду в концертном туре вероятно ближайшие восемнадцать месяцев, или около того, буду работать над новым альбомом и новыми проектами. Последний концерт этого тура состоится в первую неделю марта и затем мне тоже нужен отдых. В последнее время было довольно тяжело.

Сейчас конец года, что тебя зацепило?

Лично мой любимый фильм года не был выпущен в этом году, но лишь в этом году я его увидел. Он называется Персональный Покупатель. В нем снялась Кристен Стюарт, и он гениален. Это красивый фильм о потере, в нем есть немного историй с приведениями и немного научной фантастики. Еще это приговор фэшн-индустрии, поколению аниме «Me! Me! Me!» и социальным сетям. Блестящая работа! Фильм практически вне жанровой классификации. Он тревожный, и умный, и грустный, и вообще [смеется]. Лучшее, что я видел в этом году, и сделанное в этом году, имеет свои недостатки, но это действительно особенная работа. Называется Аннигиляция.

Хорошая картина. Я через facebook дружу с автором книги, Джеффом.

Ох, это разве не Алекс Гарленд? Я предположил, что он написал эту книгу, так как он начинал как писатель. Это интересно. Слушай, у него были небольшие проблемы, но этот фильм определенно не похож на то, что я когда-либо смотрел. Финальная сцена за пределами понимания. Она немного напомнила мне концовку фильма «Побудь в моей шкуре».

Я еще не смотрел этот фильм.

Это мой любимый фильм за последние десять лет. Тебе нужно его посмотреть. Это шедевр.

Окей, посмотрю по твоей рекомендации. Ждешь ли выхода нового фильма Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек»?

Я ничего о нем не знаю. Некоторые его фильмы мне нравятся больше, некоторые - меньше. Мне больше нравится его концепция, нежели реальность, понимаешь? Я обожаю тот факт, что такой человек существует. Еще, его французский аналог. Как его имя? Гаспар Ноэ.

Ох, вроде фильма «Необратимость». Потрясающее кино.

Не хочу его пересматривать, но он выдающийся. А какой фильм он снял до этого, с избиванием жены?

«Один против всех».

Я имел его в виду, вау! Фильм брутальный, но потрясающий. Еще «Вход в пустоту». Думаю, что предпочту его фон Триеру. О чем новый фильм?

Актер Мэтт Диллон играет киллера и…

Звучит как по мне [смеется].

Предполагается, что это тяжелый для просмотра фильм, но при этом философский. Полон проповедей об искусстве и истории, и тому подобное. Мне вообще нравятся такие провокаторы.

Верное определение, не правда ли? Подобные фильмы одновременно получают одну или пять звезд на форумах.

Как насчет Йоргоса Лантимоса (греческий актёр, режиссёр театра и кино, сценарист, продюсер и монтажёр – прим. stupidmax)?

Ты смотрел фильм «Убийство священного оленя»? Он потрясающий. Его фильмы немного добрее фильмов фон Триера и Ноэ. Их фильмы довольно неприятные в плане зрелищности. Они пронизаны суровым цинизмом. Фильмы Лантимоса более сострадательные. Фильм «Лобстер» довольно забавный, а «Священный олень» захватывающий. Еще героям его фильмов больше симпатизируешь. Героям фильмов двух других перечисленных режиссеров совсем не испытываешь симпатии.

В этом сокрыт определенный контраст между ними. Ты упомянул о работе над новой музыкой. Насколько можешь раскрыть подробности на этот счет? И еще, есть ли еще не осуществленная мечта о совместной работе с кем-нибудь?

Честно говоря, думаю я уже слишком стар, чтобы думать на тему о совместной работе с кем-либо из моих кумиров. Я просто хочу работать с людьми, которые сейчас способны предложить мне лучшее. Над новым альбомом сейчас я работаю с продюсером по имени Дэвид Костен. Я тоже буду сопродюсером. Впервые я выступил в роли сопродюсера на моем предыдущем альбоме, продюсером которого был Пол Стейси, и мне очень это понравилось. Таким образом я смог отойти от своих клише. Дэвид потрясающий продюсер; он работал над первыми двумя альбомами исполнительницы Bats for Lashes.

Я открыл ее для себя несколько месяцев назад! Песню «Moon and Moon».

Оу, окей. Еще он работал над первыми двумя альбомами группы Everything Everything. Не знаю, выпускали ли их записи в Штатах. Сейчас он работает над новым альбомом вместе с группой Keane, и после этого он будет работать со мной. Он очень креативный, и он потрясающе работает с электронным звуком. Я не планирую записывать альбом электронной музыки; я все еще собираюсь остаться верен своим традициям в качестве рок-музыканта, но если дать определение тому, что я хочу записать, то скажу так: если альбом To the Bone был немного в стилистике 80-х, а Raven и Hand.Cannot.Erase. были больше в стиле концептуальных рок-альбомов 70-х, то я хочу, чтобы новый альбом стал абсолютным продуктом сегодняшнего дня. Точно не знаю, как все получится, но я пытаюсь быть немного более оторванным от ностальгических настроений.

Хороший подход к делу.

Увязнуть в ностальгии очень легко. В прошлом было записано столько потрясающей музыки. Но какой в этом смысл? Сделать лучше, чем они, не получится. В некотором смысле в этот раз я практически отрезал себя от всего этого, сказав: «Я собираюсь записать альбом, который будет звучать полностью в духе сегодняшнего дня, и для этого собираюсь использовать свою музыкальную индивидуальность и все, что в ней есть уникального». Сотрудничество с Дэвидом позволит мне на этом сфокусироваться. Я ставил некоторым знакомым несколько первых уже сделанных нами треков, и [мне] они показались по-настоящему потрясенными. Это хороший знак. Хотя предстоит еще много работы. Говоря о реальных сроках, новый альбом выйдет в начале 2020 года.

Фантастика. Не могу дождаться, чтобы услышать его, Стивен. Спасибо тебе большое за это интервью. Также с нетерпением жду сегодняшнего концерта.

Спасибо, Джордан. Беседовать с тобой всегда приятно.

21 декабря 2018 года. Интервью провел Джордан Блюм.