Интервью-гид по композициям To the Bone

На альбоме To The Bone Стивен Уилсон приблизил свое творчество к основополагающим элементам сочинения песен: ярким стихам и запоминающимся припевам. Как он сам определяет: «Главным вызовом было записать песенный альбом, сфокусированный на мелодиях». To The Bone это больше, чем приверженность кредо с каждым новым альбомом не повторять самого себя. Это авантюрный рок-альбом, вдохновленный изысканными поп- записями, которые когда-то составляли оплот Топ-40 альбомных чартов. Это «Hounds of Love» Кейт Буш, «So» Питера Гэбриэла, «Parade» Принса, «Seeds Of Love» Tears For Fears, «Colour Of Spring» Talk Talk, «Violator» Depeche Mode. В этом смысле амбициозные и стилистически разнообразные песни Стивена часто идут вразрез, нежели остаются в узких рамках клише, которым обычно следуют авторы- исполнители. Это одинаково верно и для трехминутной Permanating (чья аранжировка зациклено волнообразна, словно движение ступеней эскалатора), и для девятиминутной Detonation (три части которой раскрываются будто со всей масштабностью и точностью боевого маневрирования). Во времена, когда большая часть музыки сочиняется на ноутбуках с использованием готовых звуков, SW и со-продюсер Пол Стейси в своих «крафтовых» полуподвальных студиях создали настоящую звуковую панораму. Пол побудил SW сконцентрироваться на исполнении, а не на бесконечном доведении материала до совершенства. Каков результат? Эти песни наполнены энергией музыкантов, участвовавших в их записи, и звучат словно удары тока. Стивен исполнил гитарные соло в безрассудном кураже. В песнях Refuge, Song of Unborn, и Detonation его вокал воспроизводит всю эмоциональную нагрузку стихов. Хотя большая часть альбома сосредоточена на оценке тревожной ситуации в современном мире, также To the Bone местами удивляет резвостью и задором. To the Bone – это безошибочно альбом Стивена Уилсона, выстраивающий его лучшие музыкальные качества с помощью новых средств выражения. В рамках данного разговора Стивен приглашает заглянуть внутрь каждого из треков нового альбома.

To The Bone

Песня начинается с монолога. Под аккомпанемент запрограммированного клавишного ритма американская учительница Джасмин Уолкс кратко описывает искажение понятия «истина» в наше не толерантное время. В атмосферное интро врывается реверберирующий гитарный аккорд, бессвязное улюлюканье болгарской певицы, и гармоника, шипящая как масло на сковороде. Затем песня взрывается фанковыми ударными Джереми Стейси и перкуссией Пита Экфорда. Гитарное соло Стивена вырывается на свободу словно огромное существо из морских глубин, усилитель рябит в своей неудержимой силе, словно волны от цунами. Энергичное начало альбома.

To the Bone – сильный трек, открывающий альбом.

Это рок. В плане построения гармонии - это очень характерный трек для блюза и рока. Но его отличает драматический смысл и очень красивые формы в смысле того, как происходит развитие композиции. Мне нравится финальная часть, когда ритм наполовину замедляется и звучание становится воздушным.

Энди Партридж из XTC написал стихи к этой песне. О чем они?

To the Bone о правде, являющейся в эпоху Трампа очень гибким понятием, открытым для интерпретаций. Это конечно же оксюморон: как правда может быть открыта для интерпретаций, это же немыслимо? Еще, недавние политические кампании продемонстрировали, что истина на самом деле ничего не значит, речь больше об искажении фактов с целью создания различных точек зрения. Поэтому To the Bone это крик души в попытке добраться до истины, выяснить как все происходит на самом деле, и есть ли в этом хоть доля правды.

По названию этой песни ты назвал весь альбом, но также ты рассматривал в качестве такового название Ask Me Nicely по названию песни, в конечном итоге оказавшейся в качестве бонуса на делюкс-издании альбома.

Этот альбом не обязательно концептуальный, но все песни объединяет то, что они обращены на вещи в мире, которые не очень значимы. Одной из таких вещей является отсутствие элементарных манер поведения, что я наблюдаю сегодня в мире вокруг себя. Я вижу хамство и отсутствие уважения к другим людям абсолютно везде. Даже американскому президенту, видимо, не хватает элементарных качеств человеческой вежливости, но это лишь знамение времен, до которых мы докатились как человеческий род. Еще песня о том, как на онлайн-форумах люди обсуждают других людей. Если бы эти люди говорили все это в лицо тем, о ком они пишут, это считалось бы глубоко оскорбительным. Они, естественно, могут быть вполне воспитанными людьми, но при этом будут считать нормальным оскорблять других в виртуальном мире под маской анонимности и защищенности.

Nowhere Now

В стихах Nowhere Now подробно перечислены «болезни» общества. И напротив, в припеве загорается искорка надежды. Как только песня достигает своего пика, Джереми Стейси выстреливает стеной звука барабанов, словно пулемет Гатлинга (Многоствольное скорострельное стрелковое оружие, один из первых образцов пулемёта. Запатентован доктором Ричардом Джорданом Гатлингом в 1862 году – прим. stupidmax). Будущий сингл.

Стихи этой песни подчеркивают мысль, что наш мир все менее цивилизован.

Первая строчка: «Six feet underground, we move backwards now» («Шесть футов под землей, теперь мы движемся назад») о человеческой расе, находящейся в стадии вырождения. Но припев смотрит на все с точки зрения космонавта, парящего в космосе, видящего красоту Земли, видящего все гораздо шире и позитивней, и, наверно, как что-то очень родное.

Какие цели ты ставил перед собой с этим альбомом с самого начала?

Самой большой проблемой было пытаться сочинять более лаконичную песенную музыку. Во время сочинения я регулярно одергивал себя всякий раз, когда чувствовал, что могу увлечься усложнением композиции. Большая часть песен, даже таких как Permanating и Nowhere Now, в определенные моменты были длинней по хронометражу и сложней по композиции. Я держал себя в рамках, чтобы отказаться от каких-то наработок, некоторые из которых были очень хороши! Мне нужно было сконцентрироваться на основе песни, основе мелодии, основе эмоции. Но в то же время мне хотелось, чтобы песни были интересными, поэтому работа над ними прошла несколько этапов. Получившиеся в итоге песни оказались хороши в плане достижения поставленных целей. Было и много песен, отбракованных на старте записи.

Итак, каким ты видишь изменение своего музыкального стиля? Начались ли эти изменения с оборудования и музыкальных инструментов, на которых ты сочиняешь песни?

Часто технологии могут мотивировать на новые способы создания музыки. Это как если бы ты сказал мне: «Если хочешь изменить себя, начни с барабанов». И думаю, это тоже имеет место быть. Меняя музыкальную палитру, песня приобретает новый курс развития. В этот раз я также использовал большое количество электронных элементов. У меня в итоге не получился альбом электронной музыки, но он приобрел более электронное звучание.

На этом альбоме также можно услышать постоянных участников твоей группы Ника Беггса (бас), Адама Хольцмана (пианино, клавишные) и Крейга Бланделла (барабаны), но подавляющую часть инструментов ты взял на себя.

На них это никак не отразится. Думаю, большая часть партий клавишных, гитары, бас- гитары очень наглядно демонстрирует мою личность как исполнителя.

Я не понял почему Дэйв Килминстер - гитарист, принимавший участие в большей части Hand.Cannot.Erase.-тура, оказался на альбоме в качестве… бэк-вокалиста, в то числе и в Nowhere Now.

Я уже объяснял ему, что большую часть гитарных партий хочу сыграть сам, и он понял мою позицию. Но он также сказал, что, если бы для него нашлась возможность записать несколько вокальных гармоний или бэк-вокала, он с радостью бы сделал это. Поэтому он исполнил вокальные партии в четырех песнях. Его вокал в паре с моим звучит очень хорошо. Я очень рад тому, что каждому из участников группы в той или иной степени нашлось место на новом альбоме.

Pariah

Дуэт-диалог между озабоченным проблемами Стивеном и подзуживающей заверениями Нинет Тайеб - израильской певицей, принимавшей участие в записи альбомов Hand.Cannot.Erase. и 4 ½. В момент вступления гитар создается эффект, будто попадаешь в пыльную бурю на Марсе.

Песня Pariah начинается с восхитительного и романтичного проигрыша на клавишных. Был ли он первым элементом песни, который ты сочинил?

В основе большей части песен лежат арпеджиаторы (Функция, используемая в синтезаторах, музыкальных рабочих станциях и программах для создания музыки для автоматизированного исполнения арпеджио на основе аккордов или предопределённых комбинаций клавиш - прим. stupidmax) или секвенсоры (Аппаратное устройство или прикладная программа для записи, редактирования и воспроизведения «последовательности MIDI-данных», главным образом, формульных ритмических фигур и мелодических фраз (так называемых «паттернов») - прим. stupidmax) . Эта баллада начинается с арпеджио синтезатора и заканчивается воздушной шугейз гитарной секцией. Pariah это как квинтэссенция песни Don’t Give Up: благая весть из глубин уныния.

Видео из Instagram и YouTube, в котором вы с Нинет Тайеб записываете песню Pariah, почти единогласно получило позитивную оценку со стороны поклонников.

Нинет провела в студии три дня, тем или иным образом она спела, кажется, в семи песнях. В некоторых из них это был бэк-вокал, но также она пела в Pariah и нескольких других. Она потрясающая, каждый раз, когда она поет, у людей от удивления открываются рты.

Можешь описать какое влияние на тебя оказывал со-продюсер Пол Стейси при работе над этой песней?

Он указал мне на необходимость сосредоточиться на исполнении. Сделать это не так просто, поскольку существует столько различных инструментов для исправления абсолютно всего, поэтому в наши дни можно особо не заморачиваться [по части вокала]. Но он усадил меня напротив Нинет для пения вживую, что для меня оказалось не легко. Но это позволило мне сфокусироваться на роли вокалиста, а не автора-исполнителя, которому нужно петь, если понимаешь, о чем я.

The Same Asylum As Before

Сладкая дрожь от прикосновений к скрежещущим медным струнам Телекастера. Фальцет Стивена в верхнем регистре вокального диапазона. Гитарное соло, которое начинается скрежетом словно пемза, а заканчивается спокойно, словно речная гладь. А припев претендует на статус хорового исполнения на концертах.

О чем эта песня?

О том, что не важно за какого политика ты отдаешь свой голос, или какого ты вероисповедания, та все равно торчишь в том же дурдоме!

Это один из нескольких треков альбома, где ты по-настоящему дал себе волю во время исполнения гитарного соло.

На этом альбоме я влюбился в гитару Fender Telecaster. У меня когда-то была такая гитара, но я ею совсем не пользовался.

Однажды, когда другие мои гитары застряли где-то в пути, я взял Телекастер, на котором раньше не играл, и неожиданно открыл для себя новый способ игры на гитаре.

Эта песня пронизана звучанием Телекастера, у нее очень крепкое, резкое звучание. Телекастеры обладают рок звучанием без необходимости использовать большое количество примочек или дисторшн. Они просто режут насквозь, в духе Пита Тауншенда.

Что вдохновило тебя, чтобы в этот раз взять на себя обязанности гитариста?

У меня есть свое звучание, стиль, и они хорошо подходили музыкальному материалу такого рода, где мне хотелось, чтобы гитарные соло были продолжением вокальных мелодий. Соло более лаконичные, спокойные, мелодичные и, вероятно, легко запоминающиеся. Я с удовольствием снова исполнял гитарные партии, на музыкальном материале они стали отражением личности.

Refuge

Написанная под впечатлением от судьбы сирийских беженцев, центральная композиция альбома Refuge выстроена на колоколообразной аранжировке. Баллада из беззвучного вступления поднимается к пику, в котором гитара Пола Стейси, гармоника Марка Фэлтема и синтезатор Стивена Уилсона объединяются в яростное негодование. Как только музыка стихает, по другую сторону толпа протестующих взволнованно вскрикивает в мольбах, и это пронизывает сознание.

О чем песня Refuge?

О трагедии здесь, в Кале (в ночь с 13 на 14 ноября 2015 года, когда в Париже произошла серия терактов, в лагере беженцев неподалёку от города Кале вспыхнул пожар - прим. stupidmax). Подобное все еще происходит в меньших масштабах, но тогда в декабре 2015 года это было главной новостью в Британии на протяжении нескольких дней. Беженцами предпринималось множество попыток переправиться в Великобританию через туннель под Ла-Маншем, в ходе которых некоторые из них погибли. Все это было очень печально, поскольку на другом конце туннеля (во Франции) создавался целый город, в котором люди жили в ужаснейших условиях, невероятное убожество.

Я не хотел писать политическую песню. Мне хотелось написать про человеческую сторону: каково это оставить семью в опасном месте и жить в таких условиях, а также о том, как человеческий дух может все это преодолеть. Эта песня о разлуке с близкими, своими корнями и страной.

Расскажи о том, как ты нашел звучание для этой песни, которое опять же с использованием электронных компонентов оказалось очень современным.

Опять же основу песни составили эксперименты с арпеджиатором на синтезаторе Prophet-6, эксперименты с цикличными электронными паттернами. Я сел за пианино и сыграл аккорды поверх синтезаторной основы. Такой подход для меня очень характерен, всегда срабатывает.

Что интересно в Refuge, так это что она не имеет обычной песенной структуры. Это по сути несколько аккордных прогрессий, одна из которых звучит первые три минуты, а вторая подхватывает вторую часть песни. Это пример того, как фрагмент выстраивается и развивается, добавляются элементы и партии, и напряжение нарастает до момента некоего пика.

Там есть фрагмент, когда клавишные переборы звучат так, что пробирает до костей.

Это клавишные, на которых Роберт Уайатт играл в 70-х на таких альбомах, как, например, Rock Bottom. У них немного волнообразное звучание, это из-за неисправного рекордера. Мне нравится звучание с такой «дрожью». Я приобрел несколько новых клавишных, которые вдохновляли меня на сочинение этого альбома. Первое, что я делаю, когда сажусь за клавишные, это просто включаю их и стараюсь извлечь звуки интуитивно понятным мне способом. Я не люблю использовать пресеты, я всегда чувствую себя немного скованно, если использую готовые звуки. Поэтому я начинаю крутить ручки и пытаюсь создать интересное звучание. Большая часть электронных элементов этого альбома появилась, когда я возился с синтезатором Prophet-6.

Твой со-продюсер Пол Стейси исполнил в этой песне замечательное гитарное соло.

Да, я знал, что мне нужно гитарное соло, но не представлял, как к нему подступиться. Поэтому я передал Полу гитару и сказал: «Ты сыграешь его!». После нескольких проб, у нас получилось соло. Пол из тех парней, которые никогда не сыграют дважды в одном и том же ключе. Он импровизировал, поэтому каждое из его соло отличалось от других, вопрос лишь в осознании того, какое из них «то самое».

Permanating

SW часто пересказывает историю о первых двух альбомах, которые оказали на него влияние в детстве: «Dark Side of the Moon» Pink Floyd и «Love to Love You Baby» Донны Саммер. Мы давно наслышаны о влиянии прогрессива на музыку Стивена и теперь, наконец, он записал летнюю поп-песню, отражающую его любовь к диско-музыке 70-х. Бас-барабан на первом плане, Permanating, кажется, начинается с цепляющего припева, но только чтобы показать, что на самом деле это ошибка – лишь прелюдия к настоящему припеву. Еще и цепляющий гитарный проигрыш.

Permanating не похожа на весь остальной материал альбома, не считая и предыдущие альбомы!

На каждом новом альбоме я стараюсь привнести в звучание разнообразие. Гитарные песни, сыгранные на пианино, быстрые песни, медленные. Секрет создания альбома, которым я буду доволен – использовать на нем различные музыкальные стили так, чтобы все продолжало меняться и развиваться. То же касается процесса компоновки сет-листа для концерта.

Ты написал песню, имеющую огромный потенциал для массовой популярности, задолго до этого ты перешел на новый лейбл. Но некоторые из поклонников представляли, что этот ход был некой ставкой в расчете на попадание в Топ-40, а не следованием за своей музой.

По моим ощущениям нет никакого смысла в записи еще одного альбома в том же стиле, что и предыдущие пара дисков. Мне хотелось попробовать что-то несколько новое. Когда начинаешь рассуждать о создании альбомов, которые будут более попсовыми, и о переходе под крыло более крупной звукозаписывающей компании, предсказуемой реакцией поклонников будет: «Продался!». Мне очень хорошо известно, что некоторые люди будут указывать мне на это. Но это очень личное. Мне всегда нравилась поп-музыка. Мне уже немного приелось записывать концептуальные рок-записи. Я хотел записать настоящую позитивную поп-песню, которая отражала бы мою детскую любовь к такой музыке, как ABBA!

Permanating: я не понимаю, что означает это слово, его нет в словарях!

Большую часть жизни мы ни радуемся, ни грустим – мы просто существуем. Но есть и невероятно радостные моменты, которые нас определяют. Мы должны держаться за такие воспоминания. Permanating означает сохранить такие застывшие в памяти моменты. Сочинение радостных, веселых песен – это не то, чем я известен!

Permanating будет большим синглом с альбома. Радостная песня – для тебя это своеобразный шаг в сторону.

Видеоклип, задуманный для Permanating (на момент проведения интервью видеоклип на песню Permanating, по-видимому, еще не был представлен - прим. stupidmax), тоже взорвет многим мозг. Он может даже отпугнуть некоторых из моих старых поклонников. Но это веселая песня, и на нее должен быть веселый видеоклип.

Blank Tapes

Камерный акустический трек в дуэте с Нинет Тайеб. История о последствиях обреченных отношений, как видит ее мужчина. Во втором куплете свою версию истории предлагает женщина. Вы слушаете соответственно каждого из участников диалога, выдергивающего старые занозы, что остались в прошлом. В финале оба голоса соединяются в гармонический катарсис.

Этот печальный плач резко меняет настроение альбома после Permanating.

За несколько лет я сочинил большое количество песен о расставании. Почти на каждом альбоме должна быть песня о расколе отношений. Любому будет понятно это чувство. Я нахожу бесконечно увлекательным динамизм отношений, распадающихся или сходящих на нет. Кажется, эта песня была написана за час или около того, все получилось очень быстро. Настроение песни прекрасно обличается в форму относительно короткого музыкального произведения.

Эта песня сделала большой прыжок от демо до окончательной версии, верно?

Что интересно, финальная версия вообще-то гораздо больше потеряла в сравнении с демо-треком. В альбомной версии звучит только гитара, пианино, два голоса и пара наложений меллотрона. В изначальном варианте звучали еще акустическая гитара, банджо и некоторые другие интерпретации вокала. Я просто убрал все лишнее, потому что эта песня должна быть простым, интимным диалогом между двумя людьми.

В этой песне играет Адам Хольцман.

Да, он в этой песне будто играет с красками, звучит прекрасно.

People Who Eat Darkness

Хард-рок песня о террористе, живущем по соседству. Стивен наигрывает напряженный гитарный риф, сопровождаемый вокалом, который полон ярости панк-рока. Как только Крейг Бланделл ударяет в барабаны с мощью и точностью мчащегося локомотива, песня набирает обороты. В момент, когда гитарный напор стихает, как незваный гость нахально врывается бас-гитара. На фоне неистовства песни в целом, в ней есть короткие мгновения тихих размышлений о человеческой трагедии террора.

People Who Eat Darkness была написана после террористической атаки в театре Батаклан, в Париже в ноябре 2015 года. В ней поднимаются и некоторые ранее освещавшиеся в твоем творчестве темы: человек, живущий по соседству, которого все старательно игнорируют, но в данном случае это террорист.

People Who Eat Darkness была написана конкретно о массовой расправе и последующем ее освещении в СМИ. Стало почти клише брать интервью у соседей убийцы, когда они рассказывают что-то вроде: «Я видел его на лестничной клетке, он всегда был приветлив и говорил: «Привет!», - и всегда помогал мне донести до двери пакеты с покупками. Он казался обычным приятным юношей». А кто мог знать, что он был полон ненависти, злобы и тьмы?

Ты раньше выступал в театре Батаклан?

Ну да. И как сольный исполнитель, и вместе с Porcupine Tree.

Та атака в концертном зале не вселила в тебя страх выступать на сцене?

Ну, в конце концов, современный терроризм может быть где угодно, когда угодно, да? Почти бессмысленно переживать на этот счет. В последнее время такое происходит в гей-клубах, в редакциях журналов, на рок-концертах, на карнавале, в аэропорту… И даже онлайн. Они рассчитывают на эффект внезапности и неожиданности. Полагаю, в этом отношении я не чувствую себя более или менее в безопасности, чем обычно.

Хотя в прошлом на альбоме The Incident ты писал песни о религии и касался темы новостных лент, но до настоящего времени ты избегал темы политики.

Когда говоришь «политики», это не о политических партиях. Есть, конечно, песни о политике правды, политике религии, сексуальной политике в песнях, навроде Pariah. Хотя если я пишу о террористах и политиках, я пишу с позиции конкретной личности. Мне гораздо комфортнее писать об этом, чем о ком-то, проповедующем политику в более буквальном смысле.

Бас и гитара интуитивно ощущаются соответствующими теме, верно?

Да, я понимал, что эта песня должна быть немного сырой и панковой. Я играю на басу, гитаре, почти все партии клавишных, и пою. В прошлом такой трек мог бы стать результатом творчества группы, но тогда он, возможно, звучал бы слишком хорошо!

Song Of I

На самой пронизанной электронными звуками композиции альбома Стивен и немецкая певица Софи Хангер дают друг другу маниакальные клятвы. Чтобы подчеркнуть тревожный характер данных отношений, одним из которых является наркотическая зависимость, поверх бита кино-хлопушки шипят и скрипят электронные звуки. Если предположить, что этих двоих затягивает смертельный магнитный вихрь, то это выражается в музыкальном проигрыше, где неистовый оркестр звучит поверх колючих гитарных аккордов.

Ты с самого начала представлял эту песню как дуэт?

Да. Эта песня об одержимости. Что интересно, формально сложно догадаться: зловещая это песня, или песня о любви, хотя музыка подсказывает, что это бывшие.

Суть песни в строчках: «I’ll give up anything—I’ll give up smoking, I’ll give up alcohol, I’ll give up gambling, I give up staying out all night…but the one thing I will never give up is you» («Я готов отдать все: бросить курить, пить спиртное, играть в азартные игры, уходить из дома на всю ночь… но я никогда не отдам тебя»). В этом можно было бы увидеть романтическое настроение, но в зависимости от контекста смысл может быть очень странным. Я изначально представлял эту песню как дуэт юноши и девушки - у одержимости, конечно, нет гендерных различий.

Вы записывали дуэт с Софи Хангер вживую, или посредством обмена файлами через интернет?

Через интернет, она живет в Берлине. Ее порекомендовал мне лейбл. Я искал кого-то, способного снять сексуально-зловещее напряжение, люди с лейбла прислали мне несколько записей, и Софи была одной из них.

Я слушал титульный трек ее альбома и думал: «Да, она с этим справится!». У нее все получилось очень хорошо.

Мне нравятся струнные аранжировки, созданные Дейвом Стюартом, в болливудском стиле, с большим количеством глиссандо на виолончелях.

Тебя удивило, что лейбл рекомендовал эту песню в качестве сингла?

Да, к моему бесконечному удивлению. Меня это очень обрадовало, потому что песня мне нравится. Меня удивило, что лейбл посчитал, что она может попасть в ротации на радио.

Detonation

Эпик-трек о ложной мотивации террориста – это непрерывный цикл напряжения и избавления (от страданий). Он слышен в нарастающем и спадающем динамизме между искажениями электронных битов и беспощадного напряжения барабанов Джереми Стейси. Он слышен в искренней мольбе в вокале Стивена, контрастирующем с резкой угрозой демонического внутреннего голоса террориста. Он слышен в резких переходах между нежными переборами гитарных струн и мощными раскатами губительных аккордов. Заразительный грув продолжительной финальной кульминации с головокружительным фокстротом в исполнении приглашенного гитариста Дэвида Коллара. Одна из лучших продолжительных по хронометражу композиций SW.

Detonation - это песня о фундаментальном терроризме, да?

Да, она написана под впечатлением от резни в гей-клубе во Флориде летом 2016 года. Парень, учинивший массовый расстрел, прокричал «Аллаху Акбар», - приверженность своему Богу, но выглядит это почти формальностью, будто он просто надел бейджик, чтобы оправдать свою ненависть и предрассудки. Первые строчки песни Detonation «Great god I don’t believe in you, but still I will do what you want me to» («Всемогущий бог, я не верю в тебя, но я все равно исполню то, что ты от меня хочешь»), они о том, как для оправдания своих действий кто-то может присягнуть на веру в то, во что даже не верит. Я считаю, что некоторые люди обращаются в религию для маскировки ненависти к себе и своих психических заболеваний.

Эта тенденция не ограничивается только религией, так? Что-то похожее мы также наблюдаем в политическом трайбализме (форма групповой обособленности, характеризуемая внутренней замкнутостью и исключительностью, обычно сопровождаемая враждебностью по отношению к другим группам - прим. stupidmax), или экстремальных формах движений по охране окружающей среды. Некоторые люди обожествляют политиков, будто они их спасители.

Да, поп-музыканты, звезды кино и прочие знаменитости уже давно воспринимаются почти как иконы. Может в поп-музыке сейчас такая тенденция сходит на нет, потому что за годы царствования реалити-шоу и социальных сетей этот миф развеялся. Но, конечно, было и время, когда рок-звезды и поп-музыканты были мессианскими фигурами. Желание верить и обожествлять, будь то наркотики или поп-звезда, политик, религия или Бог, - это часть человеческой психики, и эта часть работает не совсем правильно, на мой взгляд. Потому что культ славы — это абсурд. Мир, в котором многие люди смотрят с чувством благоговения на Ким Кардашян и Дональда Трампа – это не то, к чему я могу иметь отношение.

Каков твой опыт взаимоотношений с одержимыми фанатами, ставящими тебя на пьедестал для поклонения?

Ну, хотя я и не популярный исполнитель, но даже такие менее успешные музыканты, вроде меня, могут привлечь навязчивых поклонников. Существует целая масса людей, заявляющих, что они мои преданнейшие фанаты, но они же могут быть готовы почти разорвать на части, если я не запишу музыку, которую они хотели бы услышать. Еще более жуткое дело, это люди с татуировками моего лица на своих телах, или предложения о браке! Я сейчас в таком положении, когда между мной и фанатами, вероятно, должна быть защита, когда я на гастролях или участвую в промо-акциях – что, конечно, не приятно. Но я все еще провожу автограф-сессии и тому подобное; мне просто нужен человек, присматривающий за мной на случай появления одержимого поклонника.

Ложью будет заявлять, что мне это не льстит и не подпитывает мое эго. Но я также и сам не застрахован от того, что превращусь в неистового фаната, если однажды мне все же посчастливится встретиться с Кейт Буш!

Одним из множества способов уйти от прошлого является и твоя фотография на обложке альбома, нежели привычная концептуальная картина.

Это может отпугнуть некоторых из моих поклонников, которые увидят в этом что-то эгоистичное, и они будут правы! Я не экстраверт, и как правило до настоящего момента я прикрывался концептуальным оформлением. Но поп-музыка – это еще и о сильных личностях, но думаю я признался себе, что я тоже из таких личностей.

Song Of Unborn

Безграничные эмоции этой песни-гимна могут сразить вас наповал. Стихи предупреждают еще не родившегося малыша о страшном мире вне утробы матери. В конечном счете, Стивен передает ребенку послание надежды в роскошном протяжном припеве: «Don’t be afraid to be alive» («Не бойся быть живым»).

В Song of Unborn очень трогательный вокал, тематика песни тоже кажется жизненно важной.

С одной стороны, меня беспокоило, что песня похожа на мои типичные фортепьянные баллады, вроде Routine или The Raven that Refused to Sing. Но разница с ними в том, что у этой песни очень позитивный настрой. Song of Unborn о признании, что мир – это погибель, но каждая жизнь уникальна и может превратиться в нечто особенное.

Кривая твоей жизни действительно может быть осмысленной, если ее понять. Такое послание для еще не рожденного ребенка мне казалось прекрасным. Другой важный элемент этой песни – это хоровая аранжировка. Я никогда не делал ничего подобного. Есть что-то почти языческое в этой красоте и оптимизме. Сейчас думаю, что получилось уникально и отличительно от любой другой песни.

Как ты резюмируешь, чего ты достиг с этим альбомом?

В нем больше эмоционального, что я надеюсь, не оставит людей равнодушными. Не то, чтобы мои предыдущие альбомы не обладали этими качествами, но этот альбом для меня безусловно лежит в другой плоскости. Я считаю себя студентом, изучающим историю поп и рок музыки, и одна из самых умопомрачительных для меня вещей при изучении большей части музыки состоит в том, что большинство музыкантов, создавших эту музыку, были в то время двадцатилетними юношами. Есть исключения, но большинство по-настоящему великих поп и рок музыкантов, были ли это The Beatles, Led Zeppelin, Black Sabbath, Pink Floyd, Боб Дилан, The Doors, The Beach Boys, The Rolling Stones, The Who… большинство из них записали наиболее значимые свои работы до того, как им исполнилось тридцать лет.

Но в моем случае большая часть музыки, которую я написал до тридцати лет, мне кажется является периодом становления, и думаю, я становлюсь все лучше и лучше в том, чем занимаюсь. Я задаюсь вопросом, почему так должно происходить и почему я могу честно сказать, что To The Bone мой самый лучший альбом на сегодняшний день? Может потому, что чем старше я становлюсь, тем проще мне найти эмоциональную суть в основе музыки.

Интервью Стефена Хамприса

Перевод: stupidmax