I.E.M.

Incredible Expanding Mindfuck

Этот проект появился из интереса Стивена к экспериментальной музыке 60-х, 70-х годов, особенно к краут-року и космик-джазу, а также артистам, наподобие Sun Ra. У этой музыки нет оттенка ностальгии, но тем не менее, в ней ощущается влияние, которое оказала на вдохновение Уилсона та эпоха. Этот проект по большей части инструментальный.

Уилсон редко подробно рассказывает об I.E.M. в своих интервью, а буклет к альбомам дает очень мало информации. Название "Incredible Expanding Mindfuck" — это шутка, отсылающая к ранним рекламным материалам Porcupine Tree (в которых Porcupine Tree приводилась как полностью вымышленная история 1970-х годов, а Incredible Expanding Mindfuck упоминался как смежный проект).

I.E.M. — чистый эксперимент и почти на всех инструментах на записях I.E.M. играет Уилсон (хотя среди других участников был и бывший барабанщик Bark Psychosis Марк Симнетт). Первым релизом I.E.M стал альбом с собственным названием, выпущенный в 1996 году на оригинальном лейбле Delerium Records. За ним последовал выпущенный ограниченным тиражом сингл под названием An Escalator to Christmas. После этого периодически выходили новые релизы, но без особой шумихи и прямой рекламы.

Последний раз полностью новая музыка I.E.M. была выпущена в 2001 году (хотя в 2005 году вышел альбом-компиляция I.E.M. 1996-1999, включающий ранее не издававшийся материал). Проект все больше отходил на второй план по сравнению с другими проектами Уилсона, в первую очередь с Porcupine Tree, Blackfield и Bass Communion, а также с No-Man, затем с недавним сольным релизом Уилсона Insurgentes (который сам по себе содержит развитие некоторых идей, которые Уилсон ранее исследовал в I.E.M.) и далее с еще пятью сольными релизами Уилсона.